На рынке образования появились предложения по обучению «профессиям» формата digital science («цифровые науки» — математика, программирование, анализ данных, визуализация данных), digital designer (навыки работы в графических дизайнерских программах) и другие курсы подобного рода.
Что в этом не так?..
А то, что набор навыков и умений, — это еще не профессия.
Это всего лишь инструментарий.
Компетенция, которая прилагается к профессии.
Еще раз: «умение анализировать» или «знание фотошопа» сами по себе − еще не профессия.
Содержание, суть профессии – в решении задач.
Дизайнер решает задачу оформления, аналитик – задачу снизить расходы, или понять желания аудитории, или оптимизировать процесс. Он хорош именно тем, что может получить результат, а не тем, что владеет инструментарием.
Те, кто предлагают считать наборы компетенций «профессиями», предполагают, что наниматель знает, какие компетенции ему нужны, что он понимает, чего хочет от нанимаемого работника. Это как минимум наивно.
Наниматель хочет результата.
Что нужно, чтобы результат был достигнут? Какими способами профессионал его добьется?
По большому счету – все равно.
Если нам нужен анализ данных, − мы примем на работу профессионала − математика, у которого есть компетенция программирования и визуализации.
Если нам нужен буклет, мы наймем профессионального дизайнера-художника, знающего основы композиции, сочетания цветов и ещё много всего, в том числе умеющего работать в фотошопе.
Мы покупаем не его компетенции, а его компетентность.
Мы не лезем в то, как конкретно он достигает результата.
Это «черный ящик»: на входе ТЗ, на выходе – буклет, а что там происходит внутри ящика – не наше дело.
Компетенция − лишь «довесок» к реальной профессии.
Автор текста — Инна Бартош