
Научный руководитель
Год рождения: 1978
Город рождения: Екатеринбург
Город проживания: Москва, Геленджик
Сферы интересов, актуальные проекты и исследования:
Формирование, дополнение и анализ истории появления родов деятельности, образов жизни, профессий, — начиная с первобытных времен до сегодняшнего дня. С коллегами составляем объемную «карту истории профессий».
Профессии, фактически, не появляются и умирают, а трансформируются в результате появления новых орудий труда. За каждой современной профессией или специальностью существуют так называемые корневые профессии.
Для меня именно изучение корневых профессий, их история и классификацияпредставляет наибольший интерес в этом исследовании.
Мы часто сталкиваемся с тем, что взрослый человек выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, который включает в себя и особое устройство дня, и его темп, ритм и характер, а также подходящие под это профессию, условия и место труда.
Для каждого образа жизни можно выделить несколько реперных точек, которые позволяют не только уверено отличать один тип образа жизни от другого, но и строить различные предположения в области социальной инженерии.
В настоящее время я классифицирую и описываю образы жизни.
Это одна из самых любимых тем исследований. У каждой профессии есть профессионально важные качества, которые бывают критически необходимыми, оптимизирующими, а есть и анти-качества, наличие которые может мешать успешно выполнять трудовые задачи. Какие из эти качеств у нас врожденные, а какие приобретаемые, а какие невозможно приобрести, если к ним нет природных склонностей? Какие качества развиваются и трансформируются, а какие незыблемы и неизменны?
Изучая и анализируя различные профессии и виды деятельности, я разбираю их на конкретные трудовые операции, а затем описываю модель ПВК для каждой из них.
Через какое-то время начали появляться отчетливые закономерности, как наличие (или необходимость) одного ПВК предопределяет наличие другого. Сформировалось представление о «корневых» ПВК и о некоторых «магистралях» связей между ними.
В настоящее время с коллегами создаю «топографическую модель ПВК» в цифровом виде.
Новая таксономия профессий стала закономерным результатом, когда пришлось разобраться в большом количестве уникальных профессий, специальностей и должностей, существующих на рынке труда, с учетом отраслевого сленга, синонимов, а также переплетением с требованиями к квалификации (разряды, категории и т.п.) и прочим.
Мы выделили корневые профессии, разделили все остальные на группы профессий. Также описали встречающиеся «несуществующие» мета-профессии (такие как «банкир» или «железнодорожник» и т.п., объединяющие собой целые отрасли) и прочие артефакты из некорректной профориентации школьников.
Для нас рынок труда – это совокупность всех доступных (открытых) вакансий и резюме. Кроме открытого рынка труда есть еще полузакрытый «серый» рынок труда, «черный» рынок труда и, представляющие сугубо научный интерес, существующие: криминальный рынок труда, военный и ряд других.
Основной объект нашего глубокого изучения – это открытый рынок, вся совокупность резюме и вакансий доступных любому соискателю или работодателю.
Для меня наиболее интересными являются две темы:
1) Теоретическая – построение модели, демонстрирующей структуру рынка труда в ее динамике и неоднородности.
2) Практическая – создание программы компьютерного анализа выявляющая тренды рынка труда, в том числе скрытые или едва начинающиеся. К сожалению, для решения этой задачи требуются значительные вычислительные мощности, которыми сегодня наш Центр в полной мере не обладает.
Перед нами стояла достаточно практическая задача: автоматизировать формирование «портрета профессии» и «портрета профессионала» из описаний всех однотипных вакансий и резюме – причем делать это в режиме онлайн и записывать историю изменений в этих портретах. И все это для десятков тысяч профессий (специальностей и должностей).
Программа работает следующим образом: берем, например, все вакансии автомехаников, «читаем» требования работодателей к работнику, описания должностных задач, предлагаемую систему вознаграждения и так далее. И взвешивая разные описания формируем обобщенный «портрет профессии», соответствующий запросу большинства работодателей.
Аналогично происходит обработка всех резюме, где соискатель ищет работу автомеханика. Мы формируем условный портрет профессионала: образование, возраст, пол, качества, которыми чаще всего описывают себя эти соискатели, опыт (стаж) и так далее.
И вот самым интересным является не само описание, а выявление изменений в требованиях работодателя или в портрете соискателя. Анализ этих изменений может рассказать очень о многом, и является крайне важным в профориентационной работе.
С помощью этой программы профконсультанты могут быть в курсе всех трендов по любой из тысяч профессий, посмотреть на историю и скорость изменений в профессии.
Кроме этой задачи, онтология помогает нам определять реальную структуру рынка труда, когда мы опираемся не на названия вакансий, а на описание должностных задач в них, сводя таким образом все вакансии к единой структуре.
Так мы можем достаточно легко разобраться в истинном количестве требуемых профессий (например, у «продажников» существует более тысячи уникальных синонимов профессии с одинаковым функционалом).
Анализ рынка труда и компьютерное чтение вакансий помогает получить формирующийся автоматизировано Атлас профессий, с учетом актуальных «на сегодня» требований работодателей. Но это только первая часть Атласа.
Вторая часть – «аналоговая» – состоит из подробного описания профессионально важных качеств, условий труда, медицинских противопоказаний, профессиональных заболеваний и так далее (36 параметров, помимо ПВК, всесторонне описывающих профессию).
Эти описания получены из детального изучения профессий: многочисленных интервью и наблюдений за профессионалами в разных городах и на предприятиях разного типа.
Большая часть моего времени уходит именно на эти встречи, которые позволяют заглянуть в самую глубину профессии.
Что такое профессии будущего? Те ли это профессии, что будут массово востребованы в будущем? Или те, что появятся в единичном количестве, отражая передовые технологии и новые орудия труда?
Изучая историю трансформации профессий, можно смотреть, как и какие профессии менялись. Как и на какой момент времени они становились «профессиями будущего». Как в одних случаях названия профессий оставались прежними, а вот внутреннее содержание и требования к профессионалу менялись кардинально. Как в других случаях появлялось новое название, как правило, созвучное новому орудию труда (трактор – тракторист и т.п.), при этом корневая функция не менялась с древнейших времен.
Мы разработали несколько моделей, предсказывающих трансформацию профессий в различных НТД (направлениях трудовой деятельности, объединяющих все отрасли). Одна из моделей построена на модернизированных Законах развития орудий труда (ЗРОТ) в основе которой ЗРТС Альтшуллера.
Но всегда интересно посмотреть на альтернативные прогнозы:-).
То, что профпроба – это эффективный инструмент профессионального самоопределения, не спорит никто. Но профессий тысячи, а профпроба – это история не на 15 минут (хотя некоторые проекты практикуют такой «калейдоскоп профпроб»).
Поэтому потребовалось решить простое противоречие: как полноценно пройти множество профпроб, но не тратить на это половину школьной жизни.
Решение пришло из глубокого анализа профессий, реализованного в нашем Атласе. В каждой профессии есть набор трудовых операций, для каждой из которых требуются те или иные ПВК – профессионально важные качества. Если рассмотреть ПВК отдельно, их существенно меньше, чем число профессий. Почему бы не тестировать именно ПВК?
Но профпробы — это далеко не только ПВК. Это еще и условия труда, и характер труда, и темп, и ритм труда, и так далее.
Но если не испугаться сложностей и пройти этот путь, то «профпробы всех профессий» — это вполне реализуемый проект. Здесь нам потребуется и VR-пространство (формируем условия труда), и диагностика действием (используем методики ассессмент-центра) и умное тестирование, позволяющее существенно сэкономить время прохождения профпроб, не предлагая заведомо нерелевантных для пользователя траекторий тестирования.
Это еще один из моих любимых проектов, позволяющих применить на практике собранные знания о «библиотеке ПВК».
Что такое умная диагностика? Это диагностика, в которой используются реальные возможности цифрового мира. Из 20 века нам в наследство пришли хорошие, проверенные методики – и тесты, и опросники. Но все они «аналоговые»: их создатели использовали распечатки и ручную обработку результатов. С появлением компьютеров ручная обработка сменилась на машинную – но сами тесты по своей сути остаются аналоговыми.
Мы постарались полностью пересмотреть подход к современной многопараметрической компьютерной диагностике.
Основные наши принципы:
Первый. Каждый вопрос теста, каждый его кейс влияют на траекторию последующих. То есть все тесты каждый раз перестраиваются после ответа конкретного пользователя: это позволяет провести более точные измерения, при этом без многочасового изматывания нерелевантными вопросами.
Второй. Мы используем А/Б-тестирование самих кейсов и ответов интерпретационной части, и тем самым автоматически улучшаем всю систему диагностики.
Третий. Мы решаем задачи классификации и кластеризации, и улучшаем систему построения индивидуальной траектории тестирования за счет обучения на анализе ответов всех пользователей.
Ну и главное для нас: мы радеем за перенос ценности с тестирования самого по себе, на оценку и анализ изменений, происходящих с пользователем, и последующую помощь пользователю в построении вектора развития, соответствующего его интересам, особенностям и направленности личности.
Кроме этого, мы стараемся больше дать возможности для «диагностики действием», а само тестирование «растворить» в других процессах, характерных для обычного поведения / работы пользователя в сети.
Поэтому все темы, позволяющие сделать тестирование еще более «умным», гибким и удобным для пользователя – представляют для меня большой интерес.
Для большинства школьников знания из мира профориентации (например, о том, что такое рынок труда или чем должность отличается от профессии) не являются «жизненно необходимыми», а значит и внутренняя мотивация к их получению низкая.
Если отложить в сторону вопрос о том, нужно или не нужно знать школьнику о терминологии и понятиях мира труда, то возникает вопрос, как мы можем за серию коротких дискретных занятий дать новые знания и умения, которые запишутся в долгосрочную память, станут стереотипными (воспроизводимыми машинально, без напряжений).
В решении этой задачи я использую игровые технологии, к которым у меня есть определенные требования. Например:
- Образовательный контент должен быть неразрывно встроен в игровую механику или игровую среду (то есть они не могут работать друг без друга отдельно).
- Любая игровая программа должна решать множество целей одновременно: не только передача конкретного знания или навыка, что является целью урока, но и стимулировать процессы самопознания, расширять кругозор, формировать смежные навыки.
- (…)
Мне нравится создавать, коллекционировать и классифицировать игровые механики. За 12 лет работы удалось создать много оригинальных форматов, которые очень хорошо показали себя: они тиражируемые и воспроизводимые.
Рад обменяться опытом с другими авторами.
ТРИЗ – это образ мышления, привычки мышления. Одна из главных таких привычек – это понимание, что в любой жизненной ситуации всегда есть более, чем 2 возможных выбора. ТРИЗ-приемы помогут сформировать навык находить в любой «патовой» или «бинарной» ситуации много новых вариантов.
Мы используем ТРИЗ методики и игры в качестве профилактики суицидов в школах, в качестве элементов профориентационных игр, включаем лучшие методики и приемы в сценарии занятий с дошкольниками, школьниками и взрослыми.
Кроме этого, мы коллекционируем ответы на самые известные ТРИЗ-задачки. Например, для задачи «Найти признак, объединяющий 2 слова их трех: солнце, помидор, собака» мы нашли уже 700+ уникальных ответов.
А для задачи «как из 3 спичек сделать квадрат, не ломая спички» — свыше 70 ответов.
Чуть позже мы обработали все ответы вручную и с помощью программ построения семантических сетей, чтобы построить «универсальную отмычку» для задач подобного уровня. И что-то подобное у нас получилось:-)
Разумеется, термин «непрерывное обучение» — очередная маркетинговая упаковка здравого смысла. О том, что мы учимся всю жизнь говорят пословицы и поговорки, об этом рассуждали Сенека и Монтень. Но иногда стоит напоминать очевидные вещи.
С системной профориентацией (в расширенном понятии термина профориентация) точно такая же история: она важна с ранних лет и полезна всю нашу жизнь:
Фактически она начинается в дошкольном возрасте в момент первого знакомства с миром профессий, а также формирования таких качеств как трудолюбие (идеальное начало в 3-3,5 года) и других.
В младшем подростковом возрасте начинается процесс личностного самоопределения (который продолжается всю жизнь).
Во время трудового стажа мы проходим этап за этапом профессиональные кризисы – кризис первой работы, кризис потолка, кризис профессионализма и так далее.
Даже подготовка к выходу на пенсию – это плавное мероприятие, в котором некоторые приемы, относящиеся к системной профориентации, могут существенно облегчить этот процесс.
Согласно ряду исследований сотрудников нашего Центра и наших сторонних коллег, факторы, относящиеся к социокультурным, на 65% предопределяют выбор образа жизни, вида деятельности, профессии. И только 35% остается на всю проводимую профориентационную работу в школах и центрах занятости.
Таким образом, логичный вопрос: может нам как-то видоизменить профориентационные стратегии, сделать точкой приложения не эти 35%, а более системно вести работу по трансформации глобальных переменных?
«Задача, которую мы поставили своим инженерам – полностью освободить цех от человеческого фактора» — это самая частая фраза наших отраслевых экспертов, а кроме цеха звучат: шахта, агрокомплексы, склады, … — в общем, глобальная автоматизация (ее называют по-разному, в том числе и алгоэкономикой), формирует нам новую картину мира труда и профессий.
Согласно Марксу, базис заказывает надстройке идеологию. Приходит новый базис, который нуждается в новой надстройке.
Мы разрабатываем различные модели, которые включают в себя:
— стратегии быстрой адаптации безработных граждан с «освобожденных рабочих мест»;
— трансформацию ценностных (социокультурных) установок, отражающие новые вызовы экономики;
— разработка конкретных инструментов соцадаптации и профориентационной работы в новых экономических реалиях;
— и другое.
Приглашаем к сотрудничеству экспертов, работающих в этой области.
Когда-то перед нами поставили очередную неразрешимую (на первый взгляд) задачу – создавать настолько универсальные инструменты психологической поддержки и мотивации, чтобы они эффективно работали в любой ситуации, с любой аудиторией и, главное, практически мгновенно, за предельно короткое время, которое есть у консультанта. Кроме того, они должны работать независимо от личности консультанта и его квалификации, фактически, «сами по себе».
Для решения этой задачи потребовалось множество лет и множество встреч с людьми, решающими аналогичную задачу, по всей России и за рубежом. Формировались гипотезы, методики и технологии, которые затем опробовались в различных обстоятельствах разными экспертами-психологами.
В результате стала появляться «универсальная технология», которая описывала последовательность этапов и выделяла наиболее важные элементы. Она описана и реализована в нашем проекте «Псифора».
А вот «универсального инструмента» создать не получилось: важно учитывать нюансы конкретных ситуаций для конкретных аудиторий.
Но с тех пор мы бережно храним, собираем и продолжаем исследовать технологии, помогающие проводить дискретные групповые и индивидуальные занятия психологами, консультантами эффективно.
Буду рад общению с коллегами, работающими по данным темам.
На связи в www.facebook.com/cineofilmsru