Дерево эволюции профессий

Дерево эволюции профессий

Самый масштабный исследовательский проект: 6 лет, 4 страны-участника, более 10 000 источников (книг, архивных и музейных материалов и т.п.), более 200 участников проекта, свыше 500 000 рабочих часов.

История

В далеком 2014 году в России стала муссироваться тема «профессий будущего». Ее раскручивала инициативная группа одного из фондов, участвующего в нелегкой борьбе за финансирование от государства. Множество привлеченных фондом специалистов активно обсуждали по ТВ и в соцсетях грядущую смерть всех сегодняшних профессий и масштабное появление новых, формируя в профориентационной среде нездоровый ажиотаж. Тогда перед разработчиками проекта «Навигатум» была поставлена исследовательская задача «разобраться с темой жизни и смерти профессий».

Когда формировалась рабочая группа, цели проекта были достаточно романтичными. Планировалось посмотреть:

  • Какие профессии «прожили» дольше всех?
  • Какие профессии «прожили» меньше всех?
  • Какие профессии менялись чаще других? Какие не менялись вообще?
  • Из каких профессий появилось больше всего новых специальностей?
  • Каким профессиям требовалось наибольшее количество знаний и компетенций?
  • Каким профессиям требовались самые незаурядные личные качества?

И тому подобное.

Общая цель звучала так: «Шаг за шагом проследить историю возникновения и трансформации профессий со времен первобытного общества до наших дней и заглянуть в ближайшее будущее».

Разумеется, в далекие исторические времена вместо профессии в современном понимании был скорее род деятельности, образ жизни и т.п.

Мы написали о нашем исследовательском проекте несколько заметок в социальных сетях, после чего с нами связались несколько ученых, которые поддержали наш интерес и несколько расширили план работ. А также привлекли к работе заинтересованных коллег из других стран.

Название проекта множество раз изменялось. За российской группой сохранилось изначально предложенное «маркетинговое» название проекта — «Дерево эволюции профессий», так как аспект профессий был для нас главным. Само по себе исследование является междисциплинарным и затрагивает множество научных тем: историю, экономику, социологию, культурологию, психологию и другие.

Этапы работы

Работа над проектом прошла несколько стадий:

  • 2015 год. Организационный этап. Приходилось постоянно перестраивать стандарты хранения собираемой информации с учетом расширяющегося количества участников, в том числе и не русскоговорящих. Требовалось выработать строгие дефиниции, поделить зоны для изучения, проделать много административной работы.
  • 2016-2017. Непосредственный сбор информации. Сначала мы разделили линию времени на временные отрезки, но потом перепривязали ее к «эпохам развития», которые последовательно прошли разные страны, хотя и в разное время. Географию внутри эпох тоже разделили на группы. История работы одного из отделов коротко рассказана здесь.
    Этот этап был самым трудоемким. В нем активно участвовали студенты, — более 200 человек из разных стран, которые в летние каникулы изучали намеченные источники знаний — книги, архивные материалы, музейные материалы, объекты культуры и т.п. Работа делилась на полевую и онлайн.
    Основной материал был собран за 2,5 года, но в ряде групп участники проекта работали еще два года над подготовительной сортировкой и обработкой собранной информации.
  • 2017-2019. Анализ информации. На место студентов пришли их преподаватели, каждый из которых изучал тему в рамках своей специализации — экономика, культурология, история.
    На этом этапе сформировались основные гипотезы, многие из которых значительно вышли за начальные цели исследования.
  • 2018-2021. Перепроверка. Многие из гипотез были настолько новыми и смелыми, что потребовалось достаточно много времени на их перепроверку, и в ряде случаев глобальную доработку. 

    Основные препятствия, с которыми мы столкнулись в процессе работы

    • «Детскими болезнями» (проблемами ранней стадии) нашего исследования стало несоответствие временных отрезков и уровня развития профессиональной деятельности в разных странах (территориях). С этим мы справились, поделив время на «эры» (эпохи).
    • Следующей проблемой стал перевод названий одних и тех же профессий, а также их многочисленных синонимов и сленговых наименований, с разных языков. Если фиксировать названия на родном языке, то количество уникальных профессий начинает множиться со скоростью плодовых мушек. А при попытке сводить к одному обобщенному названию на русском возникала дикая национальная эклектика: в разных странах у схожих профессий есть свои особенности, и вроде бы близкие занятия имеют отличия и нюансы.
      В итоге пришлось разработать понятия «группы профессий» и «синонимические группы», а также придумать и внедрить еще ряд вспомогательных инструментов описания, что впоследствии существенно помогло в работе над новой таксономией профессий.
    • Разумеется, были рабочие проблемы из-за языкового барьера; основными языками общения были русский и «гугл-английский».
    • Возникли проблемы хранения материала: использовались в основном папки, таблицы и документы на Google-дисках. Но через несколько лет Google изменил систему прав и доступа к файлам. Коллективный труд, собранный в едином месте, вдруг стал раздельной собственностью нескольких сотен человек, данные переместились для хранения по разным аккаунтам. Большая часть владельцев этих аккаунтов уже забыли о своем участии в проекте, в основном это были студенты, которые со своих аккаунтов выкладывали найденные материалы в общие папки. В итоге часть исходных материалов была утеряна.
    • Визуализация материалов. Пытаясь визуально показать переход от десятка первобытных профессий к существующим ныне десяткам тысяч профессий, мы создали множество различных схем, от двухмерных до объемных. Задачу так и не решили для всей совокупности профессиональных линий, но есть удачные образцы частных примеров.

    Как появлялись гипотезы о мире профессий, и какие

    • Когда наши рабочие группы фиксировали профессии определенного периода в общем каталоге, то они составляли подробное описание сути профессии и её функционала. Этот функционал описывали максимально детально, насколько позволяли источники, а рядом, для удобства навигации по материалу, фиксировали краткое описание – обобщенную функцию профессии (лечить, обучать, управлять, охранять, вести учёт, …).
      Каково было наше изумление, когда для ста с лишним тысяч строк различных наименований профессий – стародавних и сегодняшних – уникальных обобщенных функций профессий оказалось всего несколько десятков!
      Так появилось отдельное исследование корневых функций профессий
    • На этапе аналитики мы связывали профессии разных эпох в одну линию эволюции, указывая предшествующие и последующие профессии. Для каждой из них мы подробно описывали цели и задачи труда, условия труда, профессионально важные качества и компетенции. Фиксировали, какие использовались орудия труда, каков был уровень заработной платы (по отношению к другим профессиям – выше или ниже рыночного), какие существовали смежные профессии.
      И в какой-то момент при изучении этой гигантской сводки данных стало заметным, что всякая эпохальная смена названия профессии внутри вида деятельности всегда сопровождалась сменой орудия труда. Либо существенно дорабатывалось старое (эволюционировало), либо появлялось новое.
      История профессий стала видеться как история орудий труда.
    • Когда начали анализировать орудия труда «по вертикали» — от «начала времен» к сегодняшнему дню — то стал явно заметен прогресс орудий труда. Орудия труда не просто менялись — они менялись одновекторно. Позднее мы приложили к теме эволюции орудий труда законы развития технических систем, разработанные в 1970-х годах Г. Альтшуллером (и позднее доработанные его коллегами, в том числе и зарубежными учеными).
      Мы выделили принципы, которыми определяется эволюция орудий труда и эволюция профессий, для всех типов профессий и орудий труда, не только механизированных. Так были сформулированы законы развития орудий труда.

    После этого мы начали анализировать «вбок» и «по высоте» другие параметры таблицы профессий. Этот анализ подтолкнул к нескольким новым исследованиям:

    • Мета-цели профессий — стали для нас важной опорной информацией: они позволили четко определить и описать вектор стремления целей профессиональной деятельности. Появилась таксономия профессиональных целей.
    • Профессионально важные качества помогли сформировать таксономию важных качеств и компетенций, которую мы используем в описании современных профессий. На ее основе построена методика проекта «Профпробы-360».
    • Мы классифицировали и разработали новую модель условий труда, выделив 12 объективных критериев и 5 субъективных, для каждого критерия – 5 параметров (степени выраженности). Разработали индекс адаптивности потенциального сотрудника к условиям труда.
    • Опираясь на вышеперечисленные исследования, мы изменили описания ряда современных профессий, задействовав терминологию и понятия новых таксономий. Для описания профессии мы использовали так называемый треугольник Фраучи, который определяет местоположение профессии на линии эволюции, опираясь на три параметра: мета-цели, корневые функции и орудия труда. Поняв местоположение профессии на эволюционной линии, несложно предугадать следующие ее трансформации.
    Треугольник Фраучи - методология определения профессии на линии эволюции профессий (проекты "Дерево эволюции профессий" и "законы развития орудий труда")

    Треугольник Фраучи позволяет быстро предсказать следующие этапы эволюции профессии.

    • После построения эволюционной линии профессии мы постарались посмотреть в «обратную сторону». Как эволюция орудий труда влияет на другие параметры: например, на условия труда и на требуемые профессионально важные качества. И выявилась следующая зависимость: каждый новый эволюционный этап развития орудия труда всякий раз упрощает деятельность человека и снижает требования к его профессионально важным качествам и даже профессиональным знаниям. (Однако большинство коллег, принимающих участие в исследовании, осудили термин «деградация профессий», несмотря на его точность в описании происходящих процессов).
    • Кроме описанных, было еще множество различных теорий и гипотез, построенных на изучении и анализе собранных данных. Некоторые из них оказались тупиковыми или рассматривающими уже описанные ранее аспекты с другого ракурса. По некоторым гипотезам еще продолжается исследовательская работа. Напишем о них, когда они будут подтверждены или опровергнуты.

    Результаты исследования и главные выводы

    Главные

    1. Больше не проводить дорогостоящих исследований за свой счет.
    2. Профессии не умирают, они эволюционируют, отражая трансформацию старого орудия труда или появление нового (подробнее в материале «Формула появления профессий»).
    3. Трансформация орудий труда, а следовательно, профессий, происходит согласно законам развития технических систем. Или, с учетом доработанных законов для немеханических орудий, согласно законам развития орудий труда. Эти законы позволяют предугадать появление новых профессий и определить наиболее востребованные области знаний.

    Второстепенные

    1. У каждой профессии есть корневая функция; на двадцать тысяч современных профессий приходится всего несколько десятков корневых функций, которым уже несколько тысяч лет.
    2. Среди сегодняшних профессий есть те, которые не менялись последние 6-10 тысяч лет.
    3. На протяжении всей истории профессий для большинства из них не требуются особые профессионально важные качества: это означает, что почти каждый человек может выполнять почти любую работу. Но на низком квалификационном уровне. Для мастерства (профессионализма) требуются определенные наборы профессионально важных качеств.
    4. Эволюция орудий труда подразумевает снижение требований к профессионально важным качествам в массовых профессиях и должностях.
    5. Чем более значим труд с точки зрения человечества (например, труд пахарей или строительных рабочих), тем… меньше в сравнении с другими профессиями за него платят.
    6. Последние 50-75 лет количество отраслей (подотраслей) и различных специальностей (специализаций) растет по экспоненте: формируются узконаправленные специалисты. При этом с появлением новых эволюционных версий орудий труда (в частности, того же программного обеспечения) их труд становится всё проще и универсальнее, то есть фактически происходит противоположный процесс: каждый может стать мультиспециалистом — специалистом в разных областях.
    7. Эволюция орудий труда вытесняет долю занятости человека в большинстве сфер (промышленность, добыча, сельское хозяйство и так далее): задачи человека меняются на контролирующие (наблюдающие), а орудие труда семантически теряет функцию «орудия», обретая системную самостоятельность и устойчивость.
    8. На наших глазах все большее количество «человеческих профессий» обретает приставку «оператор» по отношению к орудию труда. Но это временный процесс: уже сейчас появляются «мета-операторы» орудий труда, выступающих в качестве «оператора».
    9. Говорить о смерти профессии глупо. Роботы и алгоритмы не вытесняют человека. Они становятся новыми инструментами, повышающими производительность труда, упрощающими жизнь человека — все в соответствии с мета-целями человеческой деятельности. Профессиональная человеческая деятельность «взрослеет»: снижается объем задач, требующий физического труда. Увеличивается эффективность относительно количества прилагаемых усилий.
    10. Если другие факторы развития человека (в частности – социальные) догонят технологические, то впереди нас ждет «звездная экспансия», в которой человек будет по-прежнему востребован.

    Дополнительные материалы