Смирнов Антон Юрьевич

Смирнов Антон Юрьевич

Научный руководитель

Год рождения: 1978

Город рождения: Екатеринбург

Город проживания: Москва, Геленджик

Сферы интересов, актуальные проекты и исследования:

История профессий >>>

Формирование, дополнение и анализ истории появления родов деятельности, образов жизни, профессий, — начиная с первобытных времен до сегодняшнего дня. С коллегами составляем объемную «карту истории профессий».

Профессии, фактически, не появляются и умирают, а трансформируются в результате появления новых орудий труда. За каждой современной профессией или специальностью существуют так называемые корневые профессии.

Для меня именно изучение корневых профессий, их история и классификацияпредставляет наибольший интерес в этом исследовании.

Образ жизни (классификация и изучение) >>>

Мы часто сталкиваемся с тем, что взрослый человек выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, который включает в себя и особое устройство дня, и его темп, ритм и характер, а также подходящие под это профессию, условия и место труда.

Для каждого образа жизни можно выделить несколько реперных точек, которые позволяют не только уверено отличать один тип образа жизни от другого, но и строить различные предположения в области социальной инженерии.

В настоящее время я классифицирую и описываю образы жизни.

Профессионально важные качества (ПВК) >>>

Это одна из самых любимых тем исследований. У каждой профессии есть профессионально важные качества, которые бывают критически необходимыми, оптимизирующими, а есть и анти-качества, наличие которые может мешать успешно выполнять трудовые задачи. Какие из эти качеств у нас врожденные, а какие приобретаемые, а какие невозможно приобрести, если к ним нет природных склонностей? Какие качества развиваются и трансформируются, а какие незыблемы и неизменны? 

Изучая и анализируя различные профессии и виды деятельности, я разбираю их на конкретные трудовые операции, а затем описываю модель ПВК для каждой из них.

Через какое-то время начали появляться отчетливые закономерности, как наличие (или необходимость) одного ПВК предопределяет наличие другого. Сформировалось представление о «корневых» ПВК и о некоторых «магистралях» связей между ними.

В настоящее время с коллегами создаю «топографическую модель ПВК» в цифровом виде.

Таксономия профессий >>>

Новая таксономия профессий стала закономерным результатом, когда пришлось разобраться в большом количестве уникальных профессий, специальностей и должностей, существующих на рынке труда, с учетом отраслевого сленга, синонимов, а также переплетением с требованиями к квалификации (разряды, категории и т.п.) и прочим.

Мы выделили корневые профессии, разделили все остальные на группы профессий. Также описали встречающиеся «несуществующие» мета-профессии (такие как «банкир» или «железнодорожник» и т.п., объединяющие собой целые отрасли) и прочие артефакты из некорректной профориентации школьников.

Глубокий анализ рынка труда >>>

Для нас рынок труда – это совокупность всех доступных (открытых) вакансий и резюме. Кроме открытого рынка труда есть еще полузакрытый «серый» рынок труда, «черный» рынок труда и, представляющие сугубо научный интерес, существующие: криминальный рынок труда, военный и ряд других.

Основной объект нашего глубокого изучения – это открытый рынок, вся совокупность резюме и вакансий доступных любому соискателю или работодателю.

Для меня наиболее интересными являются две темы:

1) Теоретическая – построение модели, демонстрирующей структуру рынка труда в ее динамике и неоднородности.

2) Практическая – создание программы компьютерного анализа выявляющая тренды рынка труда, в том числе скрытые или едва начинающиеся. К сожалению, для решения этой задачи требуются значительные вычислительные мощности, которыми сегодня наш Центр в полной мере не обладает.

Онтология для машинного чтения вакансий и резюме >>>

Перед нами стояла достаточно практическая задача: автоматизировать формирование «портрета профессии» и «портрета профессионала» из описаний всех однотипных вакансий и резюме – причем делать это в режиме онлайн и записывать историю изменений в этих портретах. И все это для десятков тысяч профессий (специальностей и должностей).

Программа работает следующим образом: берем, например, все вакансии автомехаников, «читаем» требования работодателей к работнику, описания должностных задач, предлагаемую систему вознаграждения и так далее. И взвешивая разные описания формируем обобщенный «портрет профессии», соответствующий запросу большинства работодателей.

Аналогично происходит обработка всех резюме, где соискатель ищет работу автомеханика. Мы формируем условный портрет профессионала: образование, возраст, пол, качества, которыми чаще всего описывают себя эти соискатели, опыт (стаж) и так далее.

И вот самым интересным является не само описание, а выявление изменений в требованиях работодателя или в портрете соискателя. Анализ этих изменений может рассказать очень о многом, и является крайне важным в профориентационной работе.

С помощью этой программы профконсультанты могут быть в курсе всех трендов по любой из тысяч профессий, посмотреть на историю и скорость изменений в профессии.

Кроме этой задачи, онтология помогает нам определять реальную структуру рынка труда, когда мы опираемся не на названия вакансий, а на описание должностных задач в них, сводя таким образом все вакансии к единой структуре.

Так мы можем достаточно легко разобраться в истинном количестве требуемых профессий (например, у «продажников» существует более тысячи уникальных синонимов профессии с одинаковым функционалом).

Атлас профессий, специальностей и должностей >>>

Анализ рынка труда и компьютерное чтение вакансий помогает получить формирующийся автоматизировано Атлас профессий, с учетом актуальных «на сегодня» требований работодателей. Но это только первая часть Атласа.

Вторая часть – «аналоговая» – состоит из подробного описания профессионально важных качеств, условий труда, медицинских противопоказаний, профессиональных заболеваний и так далее (36 параметров, помимо ПВК, всесторонне описывающих профессию).

Эти описания получены из детального изучения профессий: многочисленных интервью и наблюдений за профессионалами в разных городах и на предприятиях разного типа.

Большая часть моего времени уходит именно на эти встречи, которые позволяют заглянуть в самую глубину профессии.

«Профессии будущего» >>>

Что такое профессии будущего? Те ли это профессии, что будут массово востребованы в будущем? Или те, что появятся в единичном количестве, отражая передовые технологии и новые орудия труда?

Изучая историю трансформации профессий, можно смотреть, как и какие профессии менялись. Как и на какой момент времени они становились «профессиями будущего». Как в одних случаях названия профессий оставались прежними, а вот внутреннее содержание и требования к профессионалу менялись кардинально. Как в других случаях появлялось новое название, как правило, созвучное новому орудию труда (трактор – тракторист и т.п.), при этом корневая функция не менялась с древнейших времен.

Мы разработали несколько моделей, предсказывающих трансформацию профессий в различных НТД (направлениях трудовой деятельности, объединяющих все отрасли). Одна из моделей построена на модернизированных Законах развития орудий труда (ЗРОТ) в основе которой ЗРТС Альтшуллера.

Но всегда интересно посмотреть на альтернативные прогнозы:-).

Профессиональные пробы. Профпробы в VR. Технологии ассессмент центра в профориентации. Диагностика действием. >>>

То, что профпроба – это эффективный инструмент профессионального самоопределения, не спорит никто. Но профессий тысячи, а профпроба – это история не на 15 минут (хотя некоторые проекты практикуют такой «калейдоскоп профпроб»).

Поэтому потребовалось решить простое противоречие: как полноценно пройти множество профпроб, но не тратить на это половину школьной жизни.

Решение пришло из глубокого анализа профессий, реализованного в нашем Атласе. В каждой профессии есть набор трудовых операций, для каждой из которых требуются те или иные ПВК – профессионально важные качества. Если рассмотреть ПВК отдельно, их существенно меньше, чем число профессий. Почему бы не тестировать именно ПВК?

Но профпробы — это далеко не только ПВК. Это еще и условия труда, и характер труда, и темп, и ритм труда, и так далее.

Но если не испугаться сложностей и пройти этот путь, то «профпробы всех профессий» — это вполне реализуемый проект. Здесь нам потребуется и VR-пространство (формируем условия труда), и диагностика действием (используем методики ассессмент-центра) и умное тестирование, позволяющее существенно сэкономить время прохождения профпроб, не предлагая заведомо нерелевантных для пользователя траекторий тестирования.

Это еще один из моих любимых проектов, позволяющих применить на практике собранные знания о «библиотеке ПВК».

«Умная диагностика» >>>

Что такое умная диагностика? Это диагностика, в которой используются реальные возможности цифрового мира. Из 20 века нам в наследство пришли хорошие, проверенные методики – и тесты, и опросники. Но все они «аналоговые»: их создатели использовали распечатки и ручную обработку результатов. С появлением компьютеров ручная обработка сменилась на машинную – но сами тесты по своей сути остаются аналоговыми.

Мы постарались полностью пересмотреть подход к современной многопараметрической компьютерной диагностике.

Основные наши принципы:

Первый. Каждый вопрос теста, каждый его кейс влияют на траекторию последующих. То есть все тесты каждый раз перестраиваются после ответа конкретного пользователя: это позволяет провести более точные измерения, при этом без многочасового изматывания нерелевантными вопросами.

Второй. Мы используем А/Б-тестирование самих кейсов и ответов интерпретационной части, и тем самым автоматически улучшаем всю систему диагностики.

Третий. Мы решаем задачи классификации и кластеризации, и улучшаем систему построения индивидуальной траектории тестирования за счет обучения на анализе ответов всех пользователей.

Ну и главное для нас: мы радеем за перенос ценности с тестирования самого по себе, на оценку и анализ изменений, происходящих с пользователем, и последующую помощь пользователю в построении вектора развития, соответствующего его интересам, особенностям и направленности личности.

Кроме этого, мы стараемся больше дать возможности для «диагностики действием», а само тестирование «растворить» в других процессах, характерных для обычного поведения / работы пользователя в сети.

Поэтому все темы, позволяющие сделать тестирование еще более «умным», гибким и удобным для пользователя – представляют для меня большой интерес.

Игровые технологии в образовании и профориентации >>>

Для большинства школьников знания из мира профориентации (например, о том, что такое рынок труда или чем должность отличается от профессии) не являются «жизненно необходимыми», а значит и внутренняя мотивация к их получению низкая.

Если отложить в сторону вопрос о том, нужно или не нужно знать школьнику о терминологии и понятиях мира труда, то возникает вопрос, как мы можем за серию коротких дискретных занятий дать новые знания и умения, которые запишутся в долгосрочную память, станут стереотипными (воспроизводимыми машинально, без напряжений).

В решении этой задачи я использую игровые технологии, к которым у меня есть определенные требования. Например:

  • Образовательный контент должен быть неразрывно встроен в игровую механику или игровую среду (то есть они не могут работать друг без друга отдельно).
  • Любая игровая программа должна решать множество целей одновременно: не только передача конкретного знания или навыка, что является целью урока, но и стимулировать процессы самопознания, расширять кругозор, формировать смежные навыки.
  • (…)

Мне нравится создавать, коллекционировать и классифицировать игровые механики. За 12 лет работы удалось создать много оригинальных форматов, которые очень хорошо показали себя: они тиражируемые и воспроизводимые. 

Рад обменяться опытом с другими авторами.

Приёмы триз-педагогики на службе профориентации >>>

ТРИЗ – это образ мышления, привычки мышления. Одна из главных таких привычек – это понимание, что в любой жизненной ситуации всегда есть более, чем 2 возможных выбора. ТРИЗ-приемы помогут сформировать навык находить в любой «патовой» или «бинарной» ситуации много новых вариантов.

Мы используем ТРИЗ методики и игры в качестве профилактики суицидов в школах, в качестве элементов профориентационных игр, включаем лучшие методики и приемы в сценарии занятий с дошкольниками, школьниками и взрослыми.

Кроме этого, мы коллекционируем ответы на самые известные ТРИЗ-задачки. Например, для задачи «Найти признак, объединяющий 2 слова их трех: солнце, помидор, собака» мы нашли уже 700+ уникальных ответов.

А для задачи «как из 3 спичек сделать квадрат, не ломая спички» — свыше 70 ответов.

Чуть позже мы обработали все ответы вручную и с помощью программ построения семантических сетей, чтобы построить «универсальную отмычку» для задач подобного уровня. И что-то подобное у нас получилось:-)

Системная профориентация как модель LLL (lifelong learning) >>>

Разумеется, термин «непрерывное обучение» — очередная маркетинговая упаковка здравого смысла. О том, что мы учимся всю жизнь говорят пословицы и поговорки, об этом рассуждали Сенека и Монтень. Но иногда стоит напоминать очевидные вещи.

С системной профориентацией (в расширенном понятии термина профориентация) точно такая же история: она важна с ранних лет и полезна всю нашу жизнь:

Фактически она начинается в дошкольном возрасте в момент первого знакомства с миром профессий, а также формирования таких качеств как трудолюбие (идеальное начало в 3-3,5 года) и других.

В младшем подростковом возрасте начинается процесс личностного самоопределения (который продолжается всю жизнь).

Во время трудового стажа мы проходим этап за этапом профессиональные кризисы – кризис первой работы, кризис потолка, кризис профессионализма и так далее.

Даже подготовка к выходу на пенсию – это плавное мероприятие, в котором некоторые приемы, относящиеся к системной профориентации, могут существенно облегчить этот процесс.

Изучение и исследования трансформации социокультурных факторов, влияющих на профессиональную ориентацию, самоопределение и образ жизни >>>

Согласно ряду исследований сотрудников нашего Центра и наших сторонних коллег, факторы, относящиеся к социокультурным, на 65% предопределяют выбор образа жизни, вида деятельности, профессии. И только 35% остается на всю проводимую профориентационную работу в школах и центрах занятости.

Таким образом, логичный вопрос: может нам как-то видоизменить профориентационные стратегии, сделать точкой приложения не эти 35%, а более системно вести работу по трансформации глобальных переменных?

Психология труда в алгоэкономике; трансформация труда в постиндустриальной и алгороботизированной экономике >>>

«Задача, которую мы поставили своим инженерам – полностью освободить цех от человеческого фактора» — это самая частая фраза наших отраслевых экспертов, а кроме цеха звучат: шахта, агрокомплексы, склады, …  — в общем, глобальная автоматизация (ее называют по-разному, в том числе и алгоэкономикой), формирует нам новую картину мира труда и профессий.

Согласно Марксу, базис заказывает надстройке идеологию. Приходит новый базис, который нуждается в новой надстройке.

Мы разрабатываем различные модели, которые включают в себя:

— стратегии быстрой адаптации безработных граждан с «освобожденных рабочих мест»;

— трансформацию ценностных (социокультурных) установок, отражающие новые вызовы экономики;

— разработка конкретных инструментов соцадаптации и профориентационной работы в новых экономических реалиях;

— и другое.

Приглашаем к сотрудничеству экспертов, работающих в этой области.

Технологии психологической поддержки, мотивации и соцадаптации (трудоустройства) >>>

Когда-то перед нами поставили очередную неразрешимую (на первый взгляд) задачу – создавать настолько универсальные инструменты психологической поддержки и мотивации, чтобы они эффективно работали в любой ситуации, с любой аудиторией и, главное, практически мгновенно, за предельно короткое время, которое есть у консультанта. Кроме того, они должны работать независимо от личности консультанта и его квалификации, фактически, «сами по себе».

Для решения этой задачи потребовалось множество лет и множество встреч с людьми, решающими аналогичную задачу, по всей России и за рубежом. Формировались гипотезы, методики и технологии, которые затем опробовались в различных обстоятельствах разными экспертами-психологами.

В результате стала появляться «универсальная технология», которая описывала последовательность этапов и выделяла наиболее важные элементы. Она описана и реализована в нашем проекте «Псифора».

А вот «универсального инструмента» создать не получилось: важно учитывать нюансы конкретных ситуаций для конкретных аудиторий.

Но с тех пор мы бережно храним, собираем и продолжаем исследовать технологии, помогающие проводить дискретные групповые и индивидуальные занятия психологами, консультантами эффективно.

Буду рад общению с коллегами, работающими по данным темам.

На связи в www.facebook.com/cineofilmsru

redactor@navigatum.ru