Профориентационный минимум и сценарии профориентационных занятий портала «Билет в будущее»

От нас давно просят обратную связь по «Профориентационному минимуму» и сценариям занятий с сайта «Билет в будущее». Мы отнекивались до последнего, но когда пристают «с ножом к горлу», — приходится отвечать.

Профминимум и билет в будущее - анализ и обратная связь

Здравствуйте, коллеги!

Попробуем дать беспристрастную и объективную оценку долгожданной инициативе государственного регулирования в области профессиональной ориентации граждан.

Любая обратная связь, как и добрая критика, всегда должна начинаться с перечисления позитивных моментов в работе. Если их нет – хотя бы следует похвалить за инициативу. Опытный руководитель критикует «бутербродно»: начинает и заканчивает похвалой, а между данью нормам этикета выдает текст по существу.

Безусловно, мы не можем не похвалить инициативу по внедрению профориентации в российских школах в масштабе всей страны! Это здорово.

Смирнов А.Ю., Киреева А.А.
20 Июля 2023

Содержание

Профориентационный минимум

Документ называется: «Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования». Дата обращения – 18 июля 2023 года

Понятия профориентационного минимума

Начинается документ с глоссария, где обозначены главные методические понятия проекта.

Центральным из них является понятие ГПС — «готовность к профессиональному самоопределению» — способность человека самостоятельно формировать свою образовательно-профессиональную траекторию.

Вводится понятие «Педагога-навигатора», который становится ответственным за профессиональную ориентацию в школах. По состоянию на июль 2023 года на сайте Минтруда пока нет профстандарта педагога-навигатора, но мы мониторим и ожидаем.

Разделяются два понятия – «профессиональная ориентация», которая отныне стала «деятельностью по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению» и само «профессиональное самоопределение», которое разделили на процесс и результат, а также выделили две стороны самоопределения:

  • смысловую сторону — «выявление, уточнение и утверждение человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере» и
  • инструментальную — овладевание необходимыми знаниями, умениями, навыками, опытом и компетенциями для процесса профессионального самоопределения.

Наконец, стоить отметить само определение «профориентационного минимума» — единого минимального набора практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации.

Методика профминимума

Если откинуть все лишнее, то в основе методики предлагаемого профессионального самоопределения можно выделить следующие ключевые блоки:

  • Знания о себе, в которые составители включают:
    • Интересы
    • Способности
    • Набор личных качеств («в том числе когнитивные качества, особенности нервной системы и др.»)
    • Состояние здоровья

Тут же, почему-то, фигурируют «потребности общества», что в целом напоминает до боли знакомую формулу «хочу-могу-надо», и построенную вокруг неё методику профминимума.

  • Знание о мире вокруг, в котором для составителей важна информированность:
    • О современном мире профессий
    • О системе профессионального образования

Сюда же входит набор группы навыков, называемой «карьерной грамотностью».

Суть методики можно сформулировать так: зная про себя и про мир вокруг, имея достаточную мотивацию к «осознанию и принятию» «задачи профориентации как таковой», — мы получим и решение проблемы.

Вот как это сформулировано в материалах «Билет в будущее», с обращением к школьникам 8-9 классов:

Методика профминимум - старая добрая формула "хочу-могу-знаю"

Другими словами, посыл «Билета в будущее» содержит старую формулу «хочу-могу-надо» без каких-либо изменений.

ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ:

В целом, интересна та безумная эклектика методических формулировок, взятых из разных программных статей и материалов как современников, так и уже покинувших нас специалистов по профориентации.


Легкий гуглинг позволяет сравнительно легко найти первоисточники, а для натренированного глаза абзацы текста выглядят ужасающе непричёсанными, когда термин из одного абзаца отличается и коннотацией, и смыслом от такого же из другого абзаца или раздела.


Но весь этот франкенштейновский монстр тезисов — обычное явление для соавторских работ такого масштаба.

Инструменты профминимума

Инструментами предлагаемой профориентационной методики являются:

  • Сценарии занятий на основе медиаматериалов (видеороликов, презентаций и др.), которые служат как для «мотивационно-активизирующей» части, направленной на побуждение интереса к процессу выбора, так и для «информационно-обучающей», где происходит информирование о рынке труда и отраслях, логике получения профобразования и т.п.
  • Профессиональные пробы и другие практические инициативы, которые в теории должны помочь обучающему «установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и будущими практическими действиями».
  • Диагностика и консультации на её основе, которые помогут определить «ресурсы и дефициты, сильные стороны и зоны роста, исходные знания, интересы и склонности». Диагностика помогает как в активизации потребностей обучающегося, так и оценке его непосредственного уровня, включая отслеживание изменений.

Сценарии занятий и медиаматериалы мы посмотрим на сайте «Билет в будущего» и проанализируем во второй части нашей обратной связи.

По профессиональным пробам отметим, что педагогу-навигатору придется очень обстоятельно разобраться в сложнейшем материале, осваивая технологию выполнения профессиональных проб. Если подойти к этому вопросу поверхностно – результат получится соответствующий.

По поводу диагностики, в описании которой перманентно сквозит перекос на «интересы», от которых предполагается определять подходящие профессии (с учетом всех других факторов, разумеется): в самом документе есть отсылка, что в вопросах «профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала».

Интересно, что некоторые разработчики этого стандарта тестирования как раз недавно проводили волнительный интернет-опрос по поводу его актуальности.

 
Судя по всему, нас ждёт обновление стандарта, а что касается самих тестов на проекте Билет в будущее — это история и материал отдельной статьи.

Методические этапы, заявленные в проминимум

По мнению разработчиков, процесс профессионального самоопределения следует запускать с 6-классов (с 12 лет), при этом такая профориентация позиционируется как «ранняя».

На первом этапе школьников мотивируют и актуализируют по теме профессионального выбора. Это общие темы о «значимости труда».

На втором этапе школьников ориентируют на выбор уровня профессионального образования и начинают рассказывать «содержание основных и востребованных профессий».

Наконец, на третьем этапе уже определяется конкретное направление проф. обучения, рассказывают про особенности поступления в колледжи и вузы, говорят о старте профессиональной карьеры.


Критическая часть нашей обратной связи по предлагаемой методике профориентационного минимума

Во-первых, отметим, что мы все-таки сначала похвалили, а не сразу перешли к критике.

Во-вторых, с пониманием отнесемся к тому, что это а) «минимум» и б) перед нами старт длинного проекта, методика и содержание которого еще многократно обновится.

Теперь к делу.

Пункты, на которые мы рекомендуем посмотреть критически, можно ранжировать в соответствии со своими представлениями о профориентации; для нас же важнее содержание, а не последовательность.

Методические тезисы проекта, показавшиеся требующими дополнительной проработки:

Профминимум предлагает нам концепцию «профессионального самоопределения», игнорируя первичное понятие «самоопределения личностного»

При этом авторы отдают себе отчет о существовании личностного самоопределения — его упоминание единожды встречается в стостраничном документе. Причем в весьма пафосном тезисе: «Самоопределение каждого человека, как профессиональное, так и личностное, определяет не только индивидуальную жизнь этого человека, но и жизнь окружающих людей: как ближнего круга, семьи, близких, так и региона, а далее всей страны и даже мира».

Что же не так в профессиональном самоопределении профминимума?

Личностное самоопределение — это процесс самопознания, в котором человек определяет свои жизненные цели, свои интересы, свои убеждения и свою идентичность. Что позволяет человеку понимать, кто он есть и куда он хочет двигаться в жизни. Личностное самоопределение помогает человеку принимать решения и делать выборы, которые соответствуют его ценностям и жизненным приоритетам.

Профессиональное самоопределение технически невозможно без самоопределения личностного. Более того, в концепции профминимума также прямо указано на необходимость знания «личного набора качеств, интересов, способностей, …». Только вот реализуется это «познание себя» несколько однобоко (с акцентом на интересы и качества, а не, к примеру, мотивы и ценности) и исключительно с помощью тестов (о которых, напоминаем, будет отдельная статья) вместо существующих методик и инструментов самопознания.

Надеемся, уважаемые авторы профминимума прекрасно отдают себе отчет в том, что диагностика интересов и качеств, даже регулярная, никак не подменяет собой планомерное развитие этих интересов у подростков, расширение картины мира, картины представлений о самом себе — и через это осознание самого себя. Не говоря уже о целенаправленном формировании приобретаемых задатков, определении врожденных, развитии этих задатков, выявлении склонностей и тренинге способностей. Но, конечно, самая главная составляющая личностного самоопределения — это работа с ценностями, убеждениями, картиной мира.

Весь процесс личностного самоопределения занимает большое количество времени и является продолжительным, и его начало приходится на гораздо более ранний возраст, чем 6 класс. Методика, этапы и инструменты личностного самоопределения хорошо раскрыты в курсах и материалах проектов «Грани личности» и «Навигатум» Г. Резапкиной, А. Смирнова и других.

Таким образом, если целенаправленно не заниматься личностным самоопределением, то есть систематическим процессом расширением представлений о самом себе, о мире вокруг себя, о своем месте в этом мире, о целях и о ценностях, — долгими занятиями, по соответствующей методике, с необходимыми инструментами, то никакого осознанного профессионального самоопределения не состоится.

Еще раз хочется повторить: предлагаемая «Билетом» система диагностики не заменяет самопознание; тесты нужны исключительно для активизации процессов саморефлексии, и, разумеется, нужны совершенно иные. И стандарты «тестирования персонала» там принципиально не приемлемы. 

Этот процесс самопознания подростка требует точно такого же профессионального сопровождения, его нельзя пускать на самотек.

Авторы методики профминимума прекрасно отдают себе отчет в важности личностного самоопределения и его сопровождения. Они пишут: «У онлайн-диагностики две цели: активизирующая и диагностическая. Важен не столько результат диагностики, сколько отношение к нему обучающегося, выводы, которые он сделает с помощью педагога-навигатора и полученных данных».  

Но где тогда сами занятия по ЛСО (личностному самоопределению), выходящие за рамки упомянутого тестирования? Ни в тексте профминимума, ни в «Билете» их нет.

К сожалению, пока вся цель диагностики в «Билете» раскрывается согласно цитате из профминимума: «Онлайн-диагностика проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы». Что здесь не так?

В процессе занятий по личностному самоопределению мы занимаемся расширением и формированием интересов обучающегося, раздвигаем его картину мира и помогаем определять и развивать свои сильные стороны и качества, осознавать свои особенности и мотивы. Но текущая методика профминимума выкидывает этот этап, она направлена на диагностику того, что есть, без предварительного развития. И в результате в «Билете» диагностируется то, что целенаправленно не развивалось, а на основе результатов этой диагностики школьникам будет предлагаться профессиональный выбор – сначала профиля обучения, затем уровня и далее специализации.

Но, к сожалению, это не все проблемы поставленной впереди лошади телеги, когда финальной стадией процесса личностного самоопределения — самоопределением профессиональным — подменили основной процесс.

Не учтено, что фундаментом личностного самоопределения является воспитание

Второй момент, вытекающий из несистемного подхода профминимума: после того как игнорировали тему личностного самоопределения, автоматически «забыли» и про его основу — воспитание созидательных ценностей и формирование позитивной мотивации к труду, которые закладываются в дошкольном и начальном школьном возрасте.

И опять же из текста документа профминимума мы видим, что авторы в курсе значимости этой темы. Цитата: «воспитание уважения к труду видится важной задачей». Но видеть задачу еще не значит грамотно ее решить.

Несвоевременность этапов и их несоответствие психологическим потребностям и особенностям возрастов

Как мы писали выше, профминимум декларирует свои занятия как «раннюю профориентацию».

Вообще, использование слова «ранняя» очень неуместно ни методически, ни логически. Профориентационные мероприятия должны быть «своевременными». Знакомство с миром профессий начинается по программе детского сада ещё в возрасте 3,5-4 лет. И этот процесс некоторые из «экспертов» тоже называют «ранней профориентацией».

Основная проблема в том, что заявленные методические этапы и их задачи абсолютно не соответствуют заявленному возрасту.

При этом в книгах и учебниках по педагогике дотошно определены и расписаны все возрастные особенности и потребности, а также соответствующие им темы. Или работы Ушинского, Выготского, Эльконина и т.д. сейчас используются только в обязательных цитатах, а их тезисы по своей сути просто игнорируются? Иначе и не объяснить логику в тематической разбивке по возрастам.

На первом этапе, в 6-7 классе согласно профминимуму школьникам предполагается рассказывать о «значимости труда».

Но воспитание уважения к труду (а еще лучше бы – формирование трудолюбия), как и формирование важнейших ценностных установок и внедрение деонтологической этики — всё это целесообразно (необходимо) внедрять в дошкольном и начальном школьном возрасте. А в средних классах, на занятиях по ЛСО, начинается этап перевода этих ценностей и убеждений на осознанный уровень.

Попытка же «внедрять мораль» в средних и старших классах приведёт к закономерным эффектам «реверсивной психологии».

Типичный случай, когда благие намерения, спущенные сверху, обернутся прямо противоположным результатом. Всему есть свое время, и требуется системный подход, а не дискретная попытка получить быстрый эффект за минимум усилий…

На втором этапе школьникам начинают рассказывать «содержание основных профессий».

Но это же самое является программой начальных классов — знакомство с миром профессий и труда, где это содержание дается по системной основе, охватывая все трудовые виды деятельности. В средних классах уже идет изучение не «основных», а отдельных специальностей с точки зрения определения их профессионально важных качеств.

Другими словами, в начальной школе мы узнаем про «педагога», «врача», «инженера» и т.д., а в средних классах уже понимаем, какими качествами и компетенциями отличается учитель математики от учителя физкультуры, а какими хирург от терапевта, и так далее. А если по программе профминимума школьники в конце 9-го класса будут считать, что педагог, врач, инженер — это профессия, а не группа профессий, включающая в себя разнообразные специальности, то никакая «готовность к профессиональному самоопределению» не поможет в осознанном выборе. Он просто не состоится.

Наверное, более важная задача — это грамотно рассказать о таксономии профессий, специальностей и должностей в первую очередь самим педагогам-навигаторам. Чтобы они не считали, что «строитель», «металлург», «железнодорожник» — это реально существующие профессии, и не транслировали свою редуцированную и мозаичную картину мира профессий школьникам.

Аналогичные вопросы возникают к содержанию третьего этапа, точнее к тем важным областям профессионального самоопределения, которых в нем нет. Но мы верим, что они появятся, может быть, в соответствии с целями и задачами идеальной траектории системной профориентации.

Профессиональные пробы как ключевой инструмент методики профминимума

Профессиональные пробы, если они проведены в полном соответствии с методиками С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева, — эффективный инструмент как субъективной самооценки учащимся степени соответствия предлагаемым им условиям труда, темпу, ритму и характеру этого труда; так и возможности внешней (объективной) оценки самого учащегося, его навыков, качеств, задатков и склонностей.

Но есть нюансы. 

Во-первых, если говорить о «полноценных профпробах» на предприятиях или на площадках центров профессионального образования, то есть существенное ограничение как в количестве подготовленных для таких профпроб площадок (и, соответственно, специалистов), так и в количестве специальностей, охватываемых такими профпробами. Это глобальная проблема самой идеи профпроб в существовании большого количества профессий, где нельзя провести полноценные профпробы (профпробы хирурга, сталевара, …).

Во-вторых, если мы говорим про виртуальные профпробы, то резко начинает хромать на обе ноги теоретическая модель. Становится очень непонятным, что мы в итоге тестируем и можно ли это назвать полноценными профпробами?

В-третьих, даже если бы все профпробы были прекрасно проработаны методически и технически: и реальные, и виртуальные, — то осталась бы проблема выбора. Существуют десятки тысяч профессий и технически нельзя попробовать себя во всех. По какому принципу мы определяем, на какие профпробы идти обучающемуся, а в каких можно не участвовать? Неужели только исходя из диагностики «неразвитых» интересов? Пока это происходит по принципу: пусть участвует в тех малочисленных профпробах, которые сейчас есть, а если их станет слишком много, то пусть в тех, что подпадают под те его интересы, что выявлены.

При этом само техническое ограничение профпроб легко обходится, если начать тестировать профессионально важные качества и компетенции, а также степень адаптации к условиям труда, характеру, темпу, ритму и другим параметрам по методике «Профпробы-360», специально разработанной для снятия упомянутых ограничений.

Эта же методика «Профпроб-360» позволяет в более раннем возрасте с легкостью определять задатки и склонности, а также использоваться в качестве тренажера важных качеств и навыков.

Грустно, что в некоторых мероприятиях, обозначенные профпробы «Билета» становятся профанацией методики профпроб, но при этом декларируется их «успешное прохождение», а на неоднозначно оцениваемых результатах таких профпроб формируются предложения по профессиональному выбору для обучающихся.

Диагностика, отправная точка которой — интересы обучающего

Выше мы уже подробно описали, почему сначала требуется провести системные мероприятия по расширению «круга интересов» обучающегося, и начинается эта длинная история еще в дошкольном и начальном школьном возрасте. Потом уже можно эти интересы оценивать, но вот сужать возможности профессионального выбора только потому, что они не попали в сферу «активных интересов» — это еще отдельный вопрос.

Так как про диагностику «Билета» готовится отдельный материал, не будем здесь уходить в частности.

Эклектика концепций и методик в профминимуме

Уже упоминалось, что, читая профминимум, ощущается некая неконгруэтность между вставленными цитатам, свидетельствующих о глубоком понимании профориентационных этапов, важности системного подхода, значимости личностного самоопределения — и предлагаемыми методиками профминимума и занятиями «Билета» по каким-то иным лекалам, отвергающим как системный подход, так личностное самоопределение с его этапами, методиками и принципом соответствия возрастным особенностям и потребностям обучающихся.

Попытка смешать разные подходы, не меряя их по единому основанию, приводит к появлению других проблемных зон, которые впоследствии могут оказаться более значимыми, чем кажутся сейчас, на старте проекта.

Отсутствие системного подхода в описании профессий и отраслей

Словно продолжая методическую эклектику, в самих материалах «Билета» царит хаос в описании мира профессий. Ощущение, что за контент боролись министерство труда, ориентированное на дефицит рабочих и СПО-профессий, и агенты-футурологи со своим атласом бесперспективных профессий. А главный редактор как-то забыл или закрыл глаза на все противоречия, подспудно вылезающих вместе с описанием профессий.

Раздрай среди профессий

Из тех материалов, что есть сегодня на сайте «Билета», мы видим хаотичное представление мира профессий, без внятного системного подхода к их презентации школьникам. Всё это формирует мозаичную картину мира профессий, в которых профессии, неупомянутые создателями (а таких большинство), просто отсутствуют в сознании школьников, зато есть нелепый акцент на тех, которые там встречаются.

Хуже всего, когда за профессии выдаются группы профессий, а то и вообще встречаются несуществующие в реальности мета-профессии — которым кто-то умудряется придумать описание и даже рекомендации, для каких категорий школьников они особенно подходят.

Внятного подхода «от общего к частному» и какой-либо удобочитаемой школьниками таксономии профессий нет. Нет и выдерживающего критики отраслевого классификатора. Сейчас отрасли и виды деятельности представлены разноуровнево и несистемно: какие-то «конечные» подотрасли вытащены в тот же ряд, где размещены мета-отрасли, включающие в себя группы отраслей со своими подотраслями.

Отсутствие внятности в описании требуемых профессионально важных качеств и компетенций

На текущий момент в материалах «Билета» описания профессионально важных качеств профессии просто перечислены однородными списками, похожими друг на друга до степени смешения и не позволяющими по ним отличить одну профессию от другой.

  • Нет схематичного описания групп профессионально важных качеств.
  • Нет их шкалирования, позволяющего указать требуемую степень выраженности того или иного качества.
  • Нет самого урока или серии уроков, знакомящих с самой концепцией профессионально важных качеств, их таксономией, методами диагностики, влиянием на формулу проф. выбора и так далее.

На иллюстрации перечень профессионально важных качеств для профессии «Оператор БПЛА» из материалов «Билет в будущее». Судя по подходу к описанию качеств, это скорее прыжок в прошлое… Оно свидетельствует не только об отсутствующей методике описания профессий, но и об их явном непонимании.

Здесь можно углубиться в то, что, во-первых, у операторов БПЛА есть разная специализация (как минимум есть операторы «наблюдатели» и операторы «пилоты», а требования к их наборам ПВК отличаются примерно также как набор качеств врача-терапевта от набора качеств врача-хирурга).

Как нужно было? Расписать линейку специальностей операторов БПЛА, по каждой описать трудовые функции и трудовые действия, затем по каждому действию выделить набор предъявляемых требований к группам качеств, психологическим особенностям, к состоянию здоровья и мед. показаний и даже ценностно-смысловому наполнению и мотивам труда. И все это с учетом формулы ПВК — какие качества критически необходимы, какие – оптимизирующие, а какие анти-качества. И как это выражено количественно. И т.д., подробнее в методике оценки качеств.

Ориентация на ГПС «выплеснула» саму формулу профессионального выбора

В увиденных нами материалах было много про формирование и оценку готовности сделать профессиональный выбор, но не было непосредственного содержания о том, как именно его делать.

Кроме того, как мы видим, предлагаемая содержательная часть (описание профессий) не позволяет сделать этот выбор осознанно, так как передаваемые знания о профессиях упрощены и не привязаны к единой системе всесторонней оценки профессии. Имеющаяся же «эмоциональная накачка» в видеороликах с интервью с представителями разных профессий, не способствует их полному пониманию и далеко от всестороннего анализа ее профессиограммы.

Предлагаемые видеоролики весьма напоминают советские агитки по наиболее востребованным в текущей экономической ситуации профессиям. Только на этот раз в клиповом мозаичном формате.

Аналогично и со знаниевой частью «о себе», получаемой на основе диагностики без «развития» самих интересов, качеств, навыков, картины мира и т.п., о чем мы писали выше.

В некоторых занятиях встречаются соответствующие элементы, которые, например, наполняют ценностно-смысловые установки или раскрывают темы самопознания, но все они несвоевременны (с большим возрастным опозданием), а также дидактичны и «вертикально» направлены (а множественными опросами подтверждено, что подобное дидактичное обращение сверху вниз к подросткам только отталкивает и формирует противоположную реакцию), кроме этого предлагаемые элементы просто не системны.

Прочие объективные проблемные зоны профминимума

Если не заострять внимание на том, что в профминимуме используется несистемный подход, который начинается с процесса, являющегося окончанием другого, более сложного и продолжительного, и если закрыть глаза на сырость методических материалов, касающихся описания профессий, отраслей, требуемых профессионально важных качеств, и, наконец, если не брать во внимание специфическую однонаправленность онлайн-тестов, то существует небольшой ряд объективных, но решаемых проблемных зон. Вот они:

Нехватка обученных педагогов-навигаторов

Кроме универсальных требований к педагогу, работающему со школьниками, есть еще серьезные требования к объему знаний и профнавыков «навигатора». В частности, навигатор должен:

  • Знать структуру и характеристики рынка труда, основные индикаторы и параметры, позволяющие дать текущую оценку рынка и его динамики, включая региональные аспекты.
  • Разбираться в таксономии профессий, специальностей и должностей, включая требования к уровню квалификации (категории, разряды, etc); уметь систематизировать профессии по разным основаниям (по требуемому образованию, по набору групп ПВК, по типу деятельности, по условиям труда, и т.д. – порядка 30 основных оснований), а также описывать сами профессии, специальности и должности, формируя современную профессиограмму.
  • Представлять систему профессионально важных требований (включая ПВК, психологические особенности, медицинские противопоказания, ценностно-смысловую и мотивационную части) и понимать систему их оценки и соответствия с представленными на рынке труда профессиями, специальностями и должностями.
  • Понимать этапы, методики и инструменты как личностного самоопределения, так и вытекающего из него самоопределения профессионального, а также иметь навык сопровождения (группового и индивидуального) по этим процессам самоопределения учащихся, в том числе и с ОВЗ различных нозологических групп.
  • Разбираться в методике профессиональных проб и иметь возможность требовать соблюдения всех технологических нормативов к проведению профпроб.
  • Разбираться в методиках диагностик и уметь проконсультировать обучающего с учетом всех требований психологической консультации.

И многое другое.

Наконец, это должен быть человек, для которого личностный и профессиональный выбор школьников становится значимой частью его собственной жизни; человек небезразличный и не бездушный к своему занятию, «понимающий душу ребенка во всех ее явлениях» и готовым стать «примером Личности» для своих подопечных.

Псевдосистемный подход, не выдерживающий даже мягкой критики

На главной странице сайте «Билета» есть слайд, иллюстрирующий предлагаемый «системный подход».

Псевдосистемный подход в методике профминимума и билета в будущее

В принципе уже он иллюстрирует антинаучность подхода и поставленную впереди лошади телегу.

Начинается он с:

  • «увлекаюсь» (скорее здесь «вовлекаюсь» в тему выбора профессии — несколько странный мотив для того, чтобы начать «изучение себя», вам не кажется?),
  • из него вытекает «понимаю себя» (без каких-либо занятий по «пониманию себя», а это очень сложный, тяжелый для подростка и педагога процесс, который сейчас просто игнорируется в имеющейся системе занятий; и все также смущает, что единственная цель этого самопознания – это выбор профессии, а не то, что это сам по себе главнейший этап становления личности),
  • затем «узнаю профессии» (по 9 средам, которые представлены сверхобобщенным уровнем описания профессий, подходящим для начальной школы, но никак для «осознанного» выбора; более того, процессы познания мира должны идти параллельно и в связке с самопознанием, ведь лучший способ понять себя – это понимать через внешний мир),
  • неожиданно «пробую» (пробую все профессии, о которых узнал? Или ограничиваюсь незначительным количеством возможных профпроб, несоразмерно меньшим, чем число сегодняшних профессий?),
  • наконец «осознаю» (что? что нет достаточных знаний о себе и о профессиях, чтобы сделать осознанный выбор?),
  • и в итоге «планирую» (здесь предлагается обозначить свои профессиональные цели и определить, что нужно для их достижения; но где мы узнаем про существующие цели, соответствующие имеющейся у конкретного подростка ценностно-смысловой картине мира? Или всех школьников мы зачесываем под одну гребенку?).

И явно не хватает последующих этапов «пытаюсь» и «разочаровываюсь», логически продолжающих предлагаемый ряд.

Как это должно быть?

  • Уже в дошкольном и начальном школьном возрасте мы даем базовые представления об устройстве мира труда и профессий — каркас целостной картины мира, который будет обрастать деталями в процессе дальнейшего обучения.
  • В начале средних классов начинается длительный процесс самопознания, под сопровождением педагога-наставника. Мы расширяем представления подростков о самих себе, о мире вокруг и о месте в этом мире, о существующих ценностях, смыслах и целях, — позволяя задуматься и осознать, сформировать и сформулировать свои смыслы и цели.
  • Параллельно с процессом самопознания продолжается неостанавливаемый процесс изучения мира профессий и отраслей, но уже с позиции анализа требуемых в профессиях наборов профессионально важных качеств, психологических особенностей, знаний и навыков. Этот анализ помогает ученикам лучше понять свои собственные качества и особенности. На этом этапе происходит пропедевтика профпроб — изучение всех типов условий труда, всех типов характера работ и т.п.
  • Результатом активного самопознания, происходящего через изучение внешнего мира, является формирование сильных и устойчивых «зон развития» и «зон интересов», но не они станут основой профессионального самоопределения. Главным фактором выбора будет построенная карта осознанных ценностей, смыслов, сформированных жизненных целей. При этом сам профессиональный выбор станет естественным, закономерным и неотрывным результатом личностной самоидентификации.
  • Повторяющимся этапом на протяжении процесса личностного и вытекающего из него профессионального самоопределения является итерационная проверка реалистичности и согласованности целей и выборов, которые многократно подтверждаются или трансформируются вместе с уровнем самоосознанности.
  • К старшим классам сформируется та амальгама личностного и профессионального самоопределения в виде осознанного, согласованного и непротиворечивого выбора вида деятельности, своей образовательной, профессиональной, жизненной (личностной) траектории. На этом этапе мы продолжаем помогать старшим подросткам получением опыта, тренингом навыков и качеств, расширением знаний.
  • Следующий этап – это сопровождение молодых людей на пути получения образования, профессионального опыта, становления карьеры.

Напоминаем, что перечисляемые нами проблемы являются относительно просто решаемыми. Мы уверены, что и профминимум, и «Билет» будут совершенствоваться и избавляться от «детских» ошибок на старте.

Слабый контент для занятий

Слабая методика порождает слабый контент. Слабый контент приводит к закономерному результату. Когда поставлена задача любой ценой обеспечить выделенные часы каким-либо контентом, который при этом скорее оценивался по визуально-эстетическим характеристикам, а не содержательной части, то задача, увы, так и решилась, как была поставлена.

Но мы рассматриваем текущий результат как промежуточное состояние, временный костыль, который будет заменен на полноценные методики и материалы, а сейчас он помогает развернуть инерционный «корабль образования» в нужную сторону для решения системных задач по сопровождению личностного и профессионального самоопределения.

Контент занятий «Билет в будущее»

Давайте рассмотрим контент на примере занятия с сайта «Билет в будущее». Из предложенных педагогами ссылками мы рандомно выбрали одну из них — это оказалось внеурочное занятие для 8-9 классов по теме «День труда. Мир профессий».

https://razgovor.edsoo.ru/topic/49/grade/89/ — дата обращения 18 июля 2023 г.

Целью занятия является «формирование позитивного отношения к труду, уважения к людям труда».

Выше мы уже упоминали, что созидательные ценностные установки про труд закладываются в дошкольном и начальном школьном возрасте. Внушать «ценности» в 9 классе — это почти гарантировано получить реверсивный отклик.

Посмотрим, как это происходит. Учитель задает вопросы, которые обычно задают в 2-3 классах:

«Ребята, как вы думаете, почему человеку свойственно трудиться?
Почему можно устать от безделья? Почему люди скучают без работы?»

Интересно, какие содержательные ответы предполагается выслушать? Для 9 класса впору получить ответ о «социально-экономической предвзятости существующей модели общества», но для этого нужно было бы задавать совсем другие вопросы.

Если относиться к подросткам, которые вот-вот вступят в старший подростковый возраст как к маленьким детям, то какой результат предполагается получить?

За последние 10 лет авторами этого материала было проведено свыше тысячи собственных занятий со школьниками разных возрастов, в различных регионах и учебных учреждениях, а также накоплен опыт практической работы сотен экспериментальных площадок по всей стране.

Тот уровень информации и вопросов, что предлагается в сценарии занятия для 8-9 классов — это уровень начальной школы, но, к сожалению, даже для нее он методологически и методически слабый — своими примерами, мозаичностью информации, отсутствием смыслосодержащего контентного наполнения.

Посмотрим на примере видеоролика «рынок труда» https://razgovor.edsoo.ru/video/2521/

Вот его краткое содержание:

  • Начинается с того, что нет определения, что же такое «Рынок труда» и куда именно «стоит сюда заглянуть», но активно приглашается это сделать.
  • Далее перечисляются группы профессий (слесарь, монтажник, механик) наравне с непосредственными профессиями. Без описания, просто набором быстро произносимых названий.
  • Затем не структурировано перечисляется небольшое количество отраслей и подотраслей, вперемешку с технологиями (стандартная ошибка путать отрасль и технологию «импортируется» в головы школьникам), которые заявляются как «активно развивающиеся». (Может лучше было бы обозначить «угасающие» отрасли, если такие есть?)

На этом содержательная часть ролика «Рынок труда» заканчивается, а в самом конце упоминается о том, что «сегодня профориентация становится доступна каждому школьнику, например, в рамках проекта «Билет в будущее».

Далее, на основе просмотренного ролика учитель спрашивает:

«Ребята, исходя из информации, которую вы услышали в ролике, перечислите, пожалуйста, специалисты каких отраслей (сфер деятельности) в нашей стране наиболее востребованы?»

Предполагается, что школьники должны были запомнить то хаотичное перечисление малой части существующих отраслей, которые даже не были отмечены титрами в видеоряде. Такая вот бессмысленная и беспощадная проверка на аудиальную кратковременную память? Не иначе как активный элемент профпроб…

Как надо было? Если даже не говорить о том, что надо разделять рынок труда и отраслевую таксономию, то можно было бы раскрыть отрасли через направления трудовой деятельности, обрисовать краткую историю происхождения отраслей и их взаимосвязь, через это показать значимые отличия, а также упомянуть ключевые отраслевые профессии. Тогда такая структурированная и содержательно наполненная информация могла бы усвоиться, а правильно сформулированные вопросы для обсуждения – помогли бы ей запомниться.

Интересный момент, действительно созидательный в занятии, когда учитель предлагает «привести примеры профессий, которые исчезли, и профессий, которые пришли им на смену».

Предполагается, что ученики смогут (интересно, откуда, если в 8-9 классе мы видим такой уровень информационной подачи о базовых профессиях) назвать примеры: кучер – водитель, пахарь – тракторист, фонарщик – электрик.

И после этого хорошего вопроса, задается абсолютно правильный логический вопрос-продолжение:

«А можно ли спрогнозировать, какие профессии появятся в будущем?
На смену каким профессиям они придут и почему?»

Но на этом логика составителей соскальзывает, и они не в состоянии самостоятельно продолжить поднятую цепочку, которая бы позволила, слегка поразмышляв (а этот процесс можно легко упаковать для подростков в интересную игру, соответствующую и возрасту, и потребностям), продолжить список «профессий будущего» на основании умозаключений.

В качестве правильного ответа учитель предлагает антинаучный атлас от сколково, вместо реального урока по законам эволюции профессий. 

Далее в занятии начинается показ видеоролика «Истории успеха», представляющий собой мозаичную быструю нарезку кадров из персонажей, работающих по профессиям: сварщик, фермер, мастер участка литейного цеха, повар, оператор ЧПУ, кинолог.

Структура ролика – динамическая нарезка кадров по несколько секунд с выхваченными репликами, по кругу отвечающими на вопросы:

  • «Меня зовут так-то, я работаю тем-то».
  • Затем идет «чем я занимаюсь» (свариваю, работаю оператором станков, отрабатываем запахи, …).
  • Далее нарезка «как я выбрал профессию» (с детства был на кухне, каждый выбирает свое, у меня родители тоже сотрудники, …).
  • И наконец «радость в моей профессии» (то, что я делаю, приносит много пользы; удовольствие работать лишь прибавляется; если хорошо всё делать – у тебя все получится, …).

Потом этот мозаичный клип обсуждается на уровне:

«Какие качества вы увидели в героях ролика?
Как думаете, их труд можно назвать созидательным?
Какую пользу они несут обществу, стране?»

Выслушав очевидно типичные и предсказуемые ответы, не требующие когнитивного включения (да и эмоционального тоже, если честно), учитель переходит к новой теме и новому ролику — о героях труда. Там не будет про стахановцев, там все герои труда 2013 года.

Интересно (и правильно) то, что героями могут стать представители самых разных профессий: нейрохирург, механизатор, токарь, дирижёр, машинист. Жаль только, что этот момент не выделен ни в ролике, ни в учительской речи.

В заключительной части занятия учитель вновь рекламирует «Билет», причем объем текста существенно больше, чем в предыдущей части. И более проработанные вопросы:

«Ребята, кто из вас слышал о проекте «Билет в будущее»?
Кто принимал в нём участие? Расскажите»

Затем учитель рассказывает про трудоустройство школьников, при этом текст пошел уже относительно взрослый: «Можно оформить государственную услугу по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан на портале «Работа России»», «Вы можете искать работу просто по знакомству и на сайтах по поиску работы».

Обратите внимание, как поменялась риторика с детских вопросов «почему люди работают» на привычный взрослым чиновничий канцелярит. При этом содержательно про рынок труда или про то, что такое вакансии и резюме, — нет ни слова.

Если предполагается, что школьники уже в этом прекрасно ориентируются (тогда зачем нелепые заигрывания в начале занятия, что «рынок труда — это не место, где расставлены прилавки с профессиями»), то на лицо очередное методическое несоответствие сценарных текстов внутри одного занятия.

Вообще, отсутствие системно передаваемых знаний характерно и для других сценариев занятий. Про специальности, отрасли или проф. качества школьников могут спрашивать, словно они уже всё это знают, но тут же, одновременно с этим, им упрощённо, словно ученикам 1-2 классов, рассказывают о базовых профессиях, чаще всего просто перечислением! Или мозаично упоминают обрывочные сведения, как в ролике «рынок труда», где давался куцый список из «обычных» отраслей вместе с подотраслями и технологиями, но без ряда ключевых отраслей. И всё это с одновременным вкраплением информации «как для взрослых», где казенные формулировки из приказов и документов идут вперемешку с сюсюкающими риторическими вопросами «ребята, а насколько важно найти хорошую работу по душе?».


Наш небольшой обзор завершим на позитивной ноте — отлично, что началась подобная инициатива в сфере профориентации подростков — и пожелаем проекту «Билет в будущее» динамического роста в качестве методик и контента, пользу школьникам и оптимизацию нагрузки на педагогов!

Опрос

Уважаемые коллеги!

Не сочтите наш текст за голимое критиканство, мы стараемся дать обратную связь и поделиться накопленными знаниями и опытом системного внедрения этих знаний.

Кроме того, мы еще не изучили все материалы проекта, поэтому не имеем морального права оценить сам проект (и мы это не делаем), а лишь полученные и проанализированные материалы.

Пожалуйста, присылайте для обратной связи свои ссылки на занятия.

Автор: Главный по сайту

Главный по сайту - это должность, специальность или профессия?

Профориентационный минимум и сценарии профориентационных занятий портала «Билет в будущее»: 1 комментарий

Обсуждение закрыто.