Обзор «Единой модели профориентации» в 2024 году.
Автор А.Ю. Смирнов, эксперты ЦНИ СППТ. Октябрь 2024
Статья публикуется в сокращении.
Уважаемые коллеги!
Постарались проанализировать материалы проекта «Единой модели профориентации», выложенные на сайте «Билет в будущее», и представляем краткий обзор достижений проекта и его «зон роста».
В принципе, основные выводы отражены на иллюстрации выше.
Ниже идут комментарии и попытки найти решения для обозначенных «зон роста» проекта.
Авторы выражают благодарность создателям проекта «Билет в будущее» и искренне надеются, что проект будет развиваться, опираться на помощь и поддержку российских профориентологов, и послужит инструментом самоопределения для наших детей.
Исходные данные
Официальные документы, размещенные на сайте проекта Билет в будущее:
- Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации [1]
- Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» [2]
- Методические рекомендации по проведению мероприятий профессионального выбора в рамках проекта «Билет в будущее» [3]
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» [4]
Также мы внимательно изучили сценарии занятий и предлагаемый медиаконтент с 6 по 11 класс, размещенные в разделе «Конструктор будущего»; познакомились с вебинарами-инструкциями по разработке и проведению профессиональных проб (ведущий В. Высоцкий); и традиционно собрали обратную связь от педагогов проекта «Экспериментальные площадки Навигатум».
Ключевые достижения проекта «Билет в будущее»
Проекту действительно есть чем похвастаться в 2024 году.
Дифференцированная аудитория
Проект не ограничивается разработкой занятий исключительно для школьников, а занимается обучением педагогов и родителей, активно включает в процесс работодателей и систему образования – колледжи, вузы, организации дополнительного образования. Задействует и координирует ведомства и госорганизации, работающие с молодежью как на федеральном, так и региональном уровнях.
Комплексно-системный подход
Единая модель профориентации — это множество практик, а не один предмет:
- Учебная деятельность: полноценная интеграция профориентации и школьных предметов с 6 по 11 классы.
- Внеурочная деятельность: представлена сценариями занятий «Россия – мои горизонты».
- Выездные мероприятия: профессиональные пробы и экскурсии на предприятия.
- Онлайн-практики: диагностика, «Профиград» и другие.
- Интеграция со сторонними программами: дополнительного образования и профессионального обучения.
Разнообразие форматов
Проект включает в себя множество игровых и неформатных занятий, отличающихся от обычной школьной программы. В частности, на занятиях проводятся:
- Игры.
- Викторины.
- Тестирование.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
- Работа с интерактивными инструментами (онлайн).
- Выездные мероприятия: экскурсии и профессиональные пробы.
Большой объем высококачественного видео контента
Обращает на себя внимание высокий уровень профессионализма созданных видео (фактически — кино) материалов, даже если не вдаваться в смыслосодержательную часть. Получились качественные, современные видеоролики.
Забота об удобстве педагогов
Разработанные сценарии занятий созданы в максимально «подручном» для педагога виде. В текстах чувствуется уважительное отношение к труду педагога.
Ключевые замечания и «зоны роста» проекта «Единая модель профессиональной ориентации»
Дисклеймер:
Мы с большим уважением относимся к труду наших коллег в проекте «Билет в будущее». Возможно, в разделе ниже, в котором мы обсуждаем текущие недостатки проекта, некоторые формулировки покажутся несколько резковатыми. Это не из-за самомнения (у нас его нет), не из-за неуважения к проекту (этого тоже нет), а лишь от боли в сердце и желания помочь нашим детям, подросткам, педагогам. Просим понять и учесть.
Профессиональное самоопределение без личностного
Вся методика «Единой модели профориентации» сфокусирована на стимуляции непосредственно профессионального самоопределения, в то время как само по себе профессиональное самоопределение — это лишь один из внутренних процессов самоопределения личностного, наравне со множеством других, не менее значимых типов самоопределений. Соответственно получается, что весь арсенал средств, применяемый проектом, обращен к «телеге, стоящей перед лошадью».
Подобное нарушение причинно-следственных связей, выражаемое в том, что проект адресуется к следствиям, а не к первопричинам профессионального самоопределения, приводит скорее к имитации воздействия на процесс профессионального становления учащихся, в то время как фактически сам по себе этот процесс остается неуправляемым.
Неуправляемость процессами самоопределения предопределена уже самим возрастом учащихся, который сейчас ограничен в проекте 6-11 классами. Дело в том, что фундамент личностного и профессионального самоопределения закладывается ещё в дошкольном и начальном школьном возрасте, а сам процесс самоопределения проходит сквозь все школьные годы и не заканчивается на моменте поступления в учреждение профессионального образования.
Это значит, что процессы сопровождения самоопределения, курируемые проектом, должны начинаться с дошкольного возраста и продолжаться после школы, как для молодых специалистов, так для зрелых (например, в подготовке и сопровождении этапов профессиональных кризисов) и даже для людей предпенсионного и пенсионного возраста.
Подробнее о системном подходе
Системный подход в сопровождении личностного и профессионального самоопределения
Личностное самоопределение — это базовый процесс, позволяющий реализовать другие типы самоопределения, которых выделяют более десятка, в том числе профессиональное самоопределение. Ключевым элементом личностного самоопределения считается построенная (то есть осознанная, непротиворечивая, принятая) ценностно-смысловая система или, иначе называя, «иерархия жизненных ценностей». Иногда личностное самоопределение называют ценностно-смысловым самоопределением, и именно поэтому оно и является базовым для всех других типов.
Процессы, этапы, инструменты личностного самоопределения подробно описаны в книге «Грани личности» (Г.В. Резапкина, А.Ю. Смирнов), которая готовится к печати. Вкратце можно выделить следующие постулаты личностного самоопределения:
- Личностное самоопределение подростка — сложный психологический процесс, требующий сопровождения психологом-педагогом.
- Личностное самоопределение состоит из ряда этапов, которые невозможно пропустить и невозможно ускорить их прохождение.
- Фундаментом, определяющим ценностно-смысловое (личностное) самоопределение и вектор направленности личности, являются установки, полученные в дошкольном возрасте. Таким образом, ключевым фактором является своевременность и адекватность воспитательных процессов в дошкольном возрасте и их продолжение в начальном школьном возрасте.
- В дошкольном возрасте закладываются основные качества, значимые для самоопределения профессионального, например, такие как трудолюбие — уважение и потребность в труде. И именно старшие дошкольные годы — это оптимальное время развития (при наличии) инженерных и математических задатков, вновь актуальных в нашей стране.
- Пропедевтика личностного самоопределения в 10-12 лет позволяет безболезненнее и успешнее пройти ключевые этапы самоопределения 14-15-летнего возраста, что существенно приближает осознанное и реалистичное самоопределение профессиональное.
Подробнее узнать об этапах и инструментах самоопределения можно в серии тематических вебинаров по материалам Г.В. Резапкиной и накопленного опыта экспериментальных площадок Навигатум.
Диагностика без развития
У многих опрошенных нами педагогов возникло ощущение, что основным инструментом профессионального самопознания подростка стала «диагностика и консультация», предлагаемые в рамках платформы «Билет в будущее».
Отдельно от вопроса качества самой диагностики, которая представляется нам, мягко сформулируем, несколько слабой для современных диагностических возможностей, следует обратить внимание, что так называемая «фиксирующая диагностика», даже облаченная в консультативный и индивидуальный формат, не компенсирует отсутствия развивающих моделей самопознания, в которых диагностика сама по себе занимает последнее место.
Задачами сопровождения самоопределения является своевременное и целенаправленное развитие школьников: широты и глубины их кругозора, их личностных и профессиональных качеств и способностей, и что крайне важно — интересов.
Очень важно вовремя определить задатки (а для этого требуется «затронуть» сотни различных областей, где эти задатки могут быть обнаружены) и помочь трансформировать их в способности, в навыки, в таланты.
И начинаются все эти процессы развития, опять же, не с шестого класса, а существенно раньше, с дошкольного возраста. Однако, к сожалению, в «Единой модели профориентации» никто целенаправленно не строит «индивидуальную карту развития» ребенка — это остается на откуп родителям или случая, но уже начиная с 6 класса его начинают активно тестировать и оценивать те интересы и способности, что сформировались стихийно. На какой массовый результат мы рассчитываем, если до этого целенаправленно не развивали в школьниках ни интересы, ни способности?
Подробнее о развивающем подходе
О развивающем подходе в самоопределении и его необходимости
Тем экспериментальным площадкам, что подключаются к нам для построения системы самоопределения своих школьников, мы предлагаем начать с теста-игры, где даются различные задания по ключевым темам самопознания, а по анализу ответов определяется текущий уровень учащихся.
В частности, в ходе этого развивающего теста-игры школьникам предлагается ответить на такие вопросы, как:
- Какие бывают качества (личные и профессиональные).
- Какие бывают увлечения / интересы.
- Какие бывают эмоции.
- Какие бывают жизненные ценности / смыслы жизни.
- (…)
В ходе занятия школьники перечисляют те качества (интересы, эмоции, ценности, …), которые им известны, а педагог фиксирует их на доске, параллельно обсуждая записанное.
По консолидированной статистике, количество собираемых ответов (за одно занятие по одной теме) в среднем не превышает двух десятков ответов. И это в то время, когда качеств человека – около 1000, интересов – бесчисленное множество. В материалах по самоопределению у нас есть рабочая модель из 3000+ занятий и увлечений, которые позже становятся отличным мостиком к интересам профессиональным.
Аналогичная ситуация со склонностями и способностями – их тоже тысячи, но ученики в среднем способны назвать только десятки. Современные школьники также не особо разбираются в эмоциях и, что совсем грустно, в ценностях, ради которых стоит жить.
Эта статистика характерна для школ по всей стране.
Подобный тест, замаскированный под игру (с разделением на команды, с этапами и призами в финале), помогает не просто получить текущий срез представлений школьников (та самая «фиксирующая диагностика»), но и инициирует их задуматься, т. е. переносит заданную тему в зону ближайших понятий ученика. Это и есть сопровождение процессов личностного самоопределения, которое должно происходить с учетом возрастных особенностей и по тематическому плану, соответствующему целям и задачам самоопределения.
Таким образом, мы «прощупываем» все области и темы самопознания (в книге «Грани личности» выделено и описано 500 таких тем, от наиглавнейших ценностно-смысловых до самых «простых») и затем, на основе анализа полученных ответов, разрабатываем для каждого класса (а в каких-то школах и для каждого ученика) индивидуальный маршрут самопознания.
В работе помогает инструмент «Карта знаний», благодаря которому выстраивается итоговая трехмерная картина оценки, по каким темам у школьников «подъемы» и какой высоты, а где «провалы» и какой глубины.
Основная задача последующих занятий — это развивать кругозор учеников: поднимать их уровень понимания с глубин на вершины. В любой из профориентационных игр Навигатум среди задач игры вы всегда найдете «расширить кругозор» – и эта задача реализуется методически и инструментально.
Но самое главное, это не расширение «во все стороны, куда пойдет», а интерактивное планирование и отслеживание получаемого результата. Для этих целей используется «векторная диагностика», оценивающая динамику картины мира учеников вследствие проведенных занятий: силу, скорость и вектор изменений. Подобная информация помогает уточнять «образовательный маршрут» педагогу и не упускать самые важные, ключевые темы самоопределения.
Девять профессиональных сред — девять кругов Данте для школьников и педагогов
Одна из отличительных особенностей профессионального самоопределения от всех других типов самоопределения — это формирование подростком контекста мира труда, на основе получаемых им знаний об устройстве отраслей и описания профессий. Грубо говоря, это ключевой процесс для любого профориентационного проекта.
Еще в прошлом году многие аспекты погружения школьников в мир профессий и отраслей вызывали большие вопросы некоторой мозаичностью процесса. К нашему ужасу, в обновленной методике «Единой модели профориентации» за 2024 год, из мозаичного мира отраслей и профессий переход произошел к кашеобразному.
В новой методике 2024 года авторами «Единой модели профориентации» предложены «Девять профессиональных сред», которые являются описанием мира отраслей и профессий. Эти девять сред отражены во всех проектах: «Профиград», в материалах занятий «Россия – мои горизонты», в «профессиональных пробах» и других.
Что же вызывает возмущение в представленной классификации отраслей?
В основе любой научной таксономии есть четкие критерии и принципы (основание), благодаря которому результат воспроизводим и проверяем. Научная таксономия организует информацию в иерархичную структуру, начиная с общих категорий и заканчивая специфическими. Наконец, она допускает изменения по мере появления новых данных.
Существенными ошибками для любой таксономии является отсутствие четких оснований для классификации, что делает работу с ней труднопонимаемой, а саму классификацию на ее основе — произвольной. Отсутствие же логической структуры затрудняет понимание взаимосвязей между категориями.
«Девять профессиональных сред» умудрились собрать все «антинаучные» ошибки:
- Отрасли идут вперемешку с технологиями и даже родами занятий.
- Гигантские мета-отрасли, которые включают в себя основные отрасли экономики и имеют еще десятки, а где-то и сотни подотраслей, находятся на одном иерархическом уровне с незначительными сферами экономики.
- Учитывая множественное основание для классификации, очень большое количество профессий можно отнести сразу к нескольким средам одновременно (что часто и делают педагоги в региональных проектах профпроб, но об этом отдельно).
- Полностью отсутствует класс для межотраслевых профессий.
Нашим школьникам нужно дать целостные, системные представления о том, как устроен весь мир профессий как таковой, какие в нем есть направления трудовой деятельности, как все они между собой взаимосвязаны, как устроены и какие профессии там существуют. «Девять профессиональных сред» дают противоположный результат.
Вся работа по систематизации отраслей и профессий, редуцированная до учебной программы, которую осваивают еще в начальной школе, давно реализована, представлена и успешно апробирована[1]. И ее ценность в том, что школьники через игру-проект самостоятельно открывают связную модель устройства всех видов деятельности и отраслей, а также их состав. Причем эта модель не только непротиворечива, а еще и масштабируема под появление любых новых возможных отраслей и профессий.
Подробнее об ошибках «Девяти профессиональных сред»
Примеры из «Девяти профессиональных сред»
В состав отраслей включены технологии, которые, не являясь отраслями, могут использоваться в разных отраслях, а значит, и в разных средах.
Сама формулировка в красном квадрате на иллюстрации выше вызывает ощущение допущенной опечатки (что за «технологии»?), но есть подозрения, что это не опечатка, а глобальная методическая ошибка.
Смотрим дальше:
Неужели предпринимательство стало отраслью? И волонтерство тоже? Нам казалось, что это род занятий. То есть принципиально иная категория, не связанная с отраслями.
А есть и среда, название которой несколько дискредитируют другие отрасли, но не в этом, увы, суть проблемы:
Искусственный интеллект — самое современное орудие труда, активно используется во всех отраслях, во всех «профессиональных средах». Как можно делить отрасли по орудию труда?!?
Забежим вперед: подобное разделение вызывает бурю эмоций и массу проблем у педагогов-навигаторов, которые готовят профессиональные пробы и пытаются соотнести профессию к одной из девяти сред.
Допустим, разрабатывается профессиональная проба по робототехнике. По методичке профессию надо относить к «Умной среде», но большая часть специалистов по робототехнике востребована в машиностроении, то есть в «Индустриальной среде». И куда же ее поставить?
Проблема типирования профессий относительно «Девяти профессиональных сред» хорошо видна в самих «методических рекомендациях по проведению мероприятий профессионального выбора», где в Приложении № 4 даются примеры программ профессиональной пробы:
- В самом первом примере стоит программа профпробы по профессии «Кондитер». А профессиональная среда почему-то указана «Комфортная», в которой строительство, ЖКХ, транспорт, энергетика. Как так?
- Второй пример профпробы в методичке. Профессия «Юрист». Согласно «Девяти профессиональным средам», юриспруденция находится в «Деловой среде», но методист профпроб пишет «Социальная среда», где сервис, туризм, волонтерство. Почему?
- Дизайнера одежды отнесли к «Креативной сфере», но там же в тексте написано, что «дизайнер одежды» – «специалист легкой промышленности» (стр. 43). А мы то знаем, что легкая промышленность по методике 9 кругов Данте – это «Индустриальная среда». Ниже есть профпроба на «Модельера», которого к креативной среде уже не стали относить.
- Но это еще что: UX-дизайнера отнесли к «Умной среде». Только потому, что он учитывает «User Experience» (дословно: «опыт пользователя»), а остальные дизайнеры (например, промышленные, из «индустриальной среды») нет?
Если рассматривать сотни других принятых программ профпроб, то там те же самые проблемы, что и в примерах из методички. Но как бы мы хотели, чтобы это была единственная проблема в проекте профпроб… К сожалению, она самая простая и решаемая из них.
Вот краткий перечень вопросов по «Девяти средам», которые мы получили от педагогов, работающих по программе «Билета» (формулировка и орфография сохранены):
- С одной стороны, кажется, что среды идут от «потребностей» человека: здоровье, безопасность, комфорт. Тут бы продолжить логику и дальше, но в конце идут названия из реальности: индустриальная среда, аграрная среда. Если же опираемся на логику последних, как на «классические» отраслевые группы, то тогда возникает вопрос в первых, так как они не вписываются в единый смысловой ряд, при этом не являются ни полными и ни комплексными.
- Возникает множество логических противоречий. Например, к какой среде относится человек, работающий в аграрном комплексе и занимающийся вопросами безопасности или экологии? Что важнее, то, чем он занимается или где он этим занимается? Если чем, то, тогда видов деятельности, как не обобщай, будет гораздо больше, чем девять предлагаемых сред. А если важнее где, то зачем вообще понятия сред?
- Расстраивает название «умная среда», механически обесценивающая все остальные среды: умные там не нужны? — спрашивают нас дети. Или в других отраслях нет технологий?
- Аналогично «креативная среда». Вроде бы всем нужная от промышленности до науки. Получается, что это межотраслевая группа? Или, если я дизайнер на заводе, то я не в этой среде? А вообще, вопросы «кто я такой» благодаря этой схеме сред стали весьма актуализированы. Может это такая активизирующая методика самоопределения?
- Наибольшее число отраслей находится в «Индустриальной среде». Именно в этих отраслях сегодня наибольшая нехватка специалистов в стране сегодня. Очень важно для профессионального самоопределения показать разницу между работой на шахте и на химическом предприятии, в лесном хозяйстве и в машиностроении. Нам нужно разделить эти отрасли, а не слить их в одной обобщённой среде, как это происходит сейчас.
- Экология относится к «Здоровой среде», но большее число экологов фактически работает в индустриальных отраслях. Куда же нам их относить? Как по уму или как по методичке?
- Биотехнологии отнесли к «Здоровой среде», но по факту — биотехнологи в стране работают либо в науке, а это «Умная среда», либо в отраслях «Аграрной среды».
- Энергетика выделена в «Комфортной среде», хотя это классическая добыча и переработка.
- Военно-промышленный комплекс — это же от и до индустриальная среда (даже в названии прямо указано «промышленный»!), но мы его должны относить к «Безопасной», хотя все профессии ВПК совпадут с профессиями индустриальной среды.
- В «Безопасной среде» есть кибер-безопасность, которая нужна в каждой отрасли, в каждой среде. А вот почему-то юриспруденция и право не входят в «Безопасность», а где находятся суды и прокуратура — в этой логике мы даже не представляем.
- Ритейл (торговля) включены в «Социальную среду», хотя ритейл – это в первую очередь логистика, склады, транспорт, утилизация. В магазинах мы видим продавцов, но это малая часть от всех профессий торговли. Только незначительная часть профессий этой гигантской отрасли со множеством подотраслей задействована в социальном взаимодействии.
- (…)
И весь этот раздрай, с которым не могут справиться взрослые люди, переносится в головы школьников, у которых и так нет целостной картины устройства мира труда.
Как исправить? Число отраслей – огромно (более 2000 отраслей на 2018 год) и продолжает расти. Необходима хотя бы 3-уровневая система, в которой можно выделить «мета-отрасли» или «мета-среды», такие как «индустриальная» или «аграрная», непосредственно указать в них ключевые отрасли, и уже на третьем уровне перечислить подотрасли, особенно с резко измененными условиями труда. Так, например, в аграрной среде ключевым будет вовсе не «садоводство». А в подотраслях только у одного растениеводства есть свыше трех десятков наименований. И часть из них находится в разных климатических поясах и природных условиях.
«Россия — мои горизонты»: запутать следы
Еще одна ошибка, вытекающая из предыдущей, связана с логикой знакомства школьников с отраслями на занятиях «Россия – мои горизонты». Выбранный тематический порядок занятий окончательно запутывает учеников в мире отраслей и превращает в кашу то, что может быть целостным, стройным и прозрачным.
Из 34 занятий 29 имеют отношения к отраслям, если считать вместе с практико-ориентированными занятиями.
В идеальной методически проработанной программе, последовательность занятий выглядела бы примерно так:
- Начинаем с аграрного хозяйства, так как еда – ключевой фактор жизнеобеспечения человека. Разумеется, начинаем с растениеводства. (Между прочим, именно так сейчас и есть в программе «Россия — мои горизонты» — молодцы!)
- Логично, что следующая отрасль — животноводство. Во-первых, оно продолжает «пищевую» тему, во-вторых, является потребителем продукции растениеводства, обеспечивающего прокорм животных.
- Потом от растениеводства и животноводства логичное продолжение — пищевая промышленность, где из пищевого сырья создают готовые продукты питания. Из зерна – крупу (каши), из животных – мясопродукты.
- Затем можно довести смысловую линию до конца — сначала ритейл (со всей логистикой и транспортной системой), а потом общепит.
И далее, по примеру выше, можно показать все основные отраслевые цепочки и профессии внутри них. Но логика программы «Россия — мои горизонты» пошла по другому пути.
Подробнее о программе «Россия — мои горизонты»
Примеры логики знакомства с отраслями из тематического плана «Россия — мои горизонты»
- Начинается всё логично: «растениеводство».
- Но следующим уроком внезапно идет «атомная промышленность». Атомная промышленность — это частный случай энергетики. Кстати, Росатом сам оценивает себя всего в 20% от всей отрасли. Удивим вас сразу: энергетика целиком тоже будет, но далеко не сразу. Почему сначала частное, а потом – спустя недели – целое? Мы не знаем.
- Третья тема: пищевая промышленность и общественное питание. В «Единой модели» пищевая промышленность относится к «аграрной среде», хотя во всем мире это перерабатывающая промышленность. Обратите внимание: животноводство, которое на 50% дает сырье пищевой промышленности, пропущено. Спойлер: оно появится среди занятий, но ближе к концу учебного года. И еще один «логический привет»: от пищевой промышленности делается шаг к общественному питанию. Но так бывает только в логике методистов «РМГ», в реальности между пищепромом и общепитом есть большая отрасль под названием ритейл (торговля). В программе «РМГ» ритейла нет вообще.
- Четвертая отрасль по программе (впрочем, отраслью ее называют только в проекте «Единая модель профориентации») — это «биотехнологии» и «экология». Мы не понимаем, как технологии могут стать отраслями. Мы не понимаем, как отделить «экологию» от множества отраслей. Хорошо, что есть методисты РМГ, которые знают, что делать, и делают как знают.
- Пятое отраслевое занятие: «безопасность», в которую входят полиция, пожарные, служба спасения и охрана. Чья именно охрана – не указано. Где все остальные спецслужбы, которые обычно объединяют в один блок – не знаем.
- Следующая тема: «транспорт». Обыватель, как правило, считает, что транспорт – это то, что помогает добраться из дома на работу, а во время отпуска – до ближайшего берега моря. Методисты РМГ с ним полностью согласны. В реальной же экономике пассажироперевозки занимают всего 5%, в то время как грузоперевозки – это 95% всех транспортных потоков. И входит вся эта транспортная подотрасль в большую группу РИТЕЙЛА. В котором есть логистика, определяющая работу разных видов транспорта и складов, портов, хабов и т.п. (вся эта инфраструктура — неотъемлемая от транспорта часть, и рассматривается целостно вместе с транспортом). Поэтому тему транспорта стоило бы поднимать только после того, как рассмотрим тему ритейла. Но, увы, торговли в тематической программе РМГ не наблюдается. Возможно, как и обыватели, методисты РМГ воспринимают торговлю только как продавцов в магазине, то есть как одну профессию – не обратив внимание, что она лишь малюсенькая надводная часть гигантского айсберга ритейла, а сама отрасль – самая человекоёмкая в России.
И так далее… Везде в программе нарушение логики изложения. Легкая промышленность впереди тяжелой промышленности и машиностроения, хотя не могла бы функционировать без последних. Вперемешку с отраслями поднята тема предпринимательства, хотя в этом случае надо было сначала проводить занятия по родам деятельности, возможно даже социально-ролевой модели общества, а потом уже уходить в частности, типа предпринимательства. И т.д., и т.п.
Подобный бессистемный подход, когда отрасли смешиваются с технологиями и родами занятий, когда вместо построения отраслевых цепочек нарушают их взаимосвязи, когда сначала идет частное, а потом целое, когда на одном уровне микроотрасль – подотрасль крупной, которая вообще отсутствует в программе, а рядом стоит мета-отрасль, объединяющая множество крупных отраслей, когда (…) — всё это формирует кашу в голове учеников. А в нашей душе – боль и отчаяние.
И мы очень просим, умоляем проект «Единой модели профессиональной ориентации» воспользоваться современными моделями и таксономиями профессий и отраслей. Более того, сейчас сформированы цифровые таксономии, и самое время наших школьников учить ориентироваться и работать с цифровыми моделями. Но если не получается с цифровыми, то хотя бы с классическим разделением отраслей по очевидным основаниям.
Если в проекте есть методисты, которым тоже небезразлично, что останется в голове российских детей после «Единой модели профориентации» — мы консультируем, объясняем, обучаем.
Формула профессии без формулы профессии
Одна ошибка тянет за собой последующие. Так как в основе «Единой модели профориентации» отсутствует связное представление о мире отраслей и профессий, то нарушается и логика представления отраслей (кашеобразный мир вместо стройного целостного представления), и понимание профессии как таковой и ее «формулы».
Ниже мы описываем проблемы с формулой выбора профессии, формулой профессии, ляпами о профессиях в сценариях и занятиях «Билета», а также многочисленные ляпы в описании профессиональных качеств.
Подробнее о проблемах с описанием профессий
Формула (выбора) профессии глазами «Единой модели профориентации»
Непосредственно в занятиях (занятие №10) «формула профессии» превращается в «формулу выбора профессии», а это не одно и тоже. Сразу скажем, что формула выбора профессии крайне слабая. Например, одной из точек опоры там является ориентация на школьные предметы, что обычно принято относить к «ошибкам в выборе». Полностью отсутствует такой критерий выбора как медицинские противопоказания.
В целом, формула апеллирует к знанию профессионально важных качеств, компетенций, ценностей и т.д., но где и когда их изучают? Есть подозрение, что таксономия профессиональных качеств и компетенций примерно на одном (нулевом) уровне с таксономией отраслей и профессий.
Как сделать иначе? Вот ролик с альтернативной формулой выбора профессии, можно сравнить с роликом «РМГ» и сделать выводы.
Формулы же самой профессии, как таковой, в программе «Единой модели профориентации» нет. Для сравнения, в «Дневнике профессий» от Навигатум [5] выделено 25 критериев формулы профессии, и этот инструмент прекрасно зарекомендовал себя в работе — и при изучении профессии, и при походах на профориентационные экскурсии, при общении с представителями профессий, а также для самооценки и самопознания.
Как в урочной, так и во внеурочной программе – и в сценариях, и в других материалах занятий тут и там встречаются ляпы и грубые ошибки, связанные с миром профессий. Например, профессией называется то, что ей не является – так называемая мета-профессия – отраслевое обобщение типа «железнодорожники», «строители», «медики», «металлурги», «аграрии» и т.п.
В иллюстрации выше «прекрасно» всё: и перемешанные этапы строительства, и мета-профессии (металлурги), и выбор профессий в целом. Это не «придирка», это иллюстрация построения в голове школьника беспорядочной и хаотичной картины того, как устроено производство какой-либо отрасли.
Про строительство, про его этапы и про взаимодействие отраслей, про профессии и специальности написаны горы книг, сделаны иллюстрации, есть мультфильмы и фильмы, есть проверенные годами сценарии занятий еще с советских времен. Можно переделать всё это заново – современно, красочно. Но сохраняя смысл и логику!
Так как формулы профессии нет, то нет и адекватных описаний требуемых профессионально важных качеств, а то, что встречается, не выдерживает малейшей критики.
Качества, о которых заявляют на профориентационных занятиях, сводятся к набору общих фраз, которыми можно описать любую профдеятельность: «ответственный», «исполнительный», «инициативный» и т.д. Либо идет более расширенное перечисление качеств через запятую, в которых не отражена «требуемая сила выраженности» качества. Но ведь одной профессий нужен один объём памяти, внимательности и т.п, а другой – иной, во много раз больший или меньший. Всех этих различий в описании профессий нет.
Соответственно не возникает описаний профессий с таким уникальным набором качеств, который позволяет идентифицировать именно эту профессию, а не все десятки тысяч разом.
Но не надо расстраиваться уважаемым методистам, существуют не только готовые описания профессионально важных качеств, но есть и готовая формула этих профессионально важных качеств, которой можно смело пользоваться в работе.
Кстати, формула очень простая. У каждой профессии есть набор ПВК, которые можно разделить на 4 группы:
- Критически необходимых качества — без которых в принципе нельзя выполнить основные трудовые действия. Например, если у врача-хирурга не развита мелкая моторика, то никакие другие качества и знания не помогут ему провести успешную операцию.
- Оптимизирующие качества — которые существенно упрощают выполнение трудовых действий, то есть с ними работа происходит быстрее или легче. Но они не заменяют собой критически необходимые качества.
- Акметические качества — которые позволяют достичь вершин профессионализма (акме).
- Анти-качества — ярко выраженное наличие которых может помешать выполнению трудовых действий. Например, чувство юмора у диспетчера аэропорта или контролёра.
Напоминаем, что каждое качество оценивается по степени требуемой выраженности.
Далее в формуле профессии выделяем медицинские противопоказания и профессиональные заболевания, и оцениваем профессию по 25 критериям, перечисленным в упомянутом выше «Дневнике профессий». По опыту, всё это удобнее хранить в цифровом виде (например, в Атласе профессий, специальностей и должностей).
Возвращаясь к теме многочисленных ошибок в учебных материалах. На наш взгляд, требуется экспертная комиссия по выявлению и устранению всех ляпов – от очевидных, до латентных.
Профессиональные пробы как дорогостоящее шоу
Дисклеймер:
Профессиональные пробы, как и любые выездные мероприятия, стали настоящим сокровищем, расширяющим кругозор наших школьников. Если бы их не было – стоило бы придумать. Но есть нюанс.
Мы провели большую работу по изучению профпроб: как на уровне анализа программ, так и анализа видеоматериалов, так и личных консультаций и встреч с организаторами ряда (региональных) профпроб.
В силу причин, которые указаны ниже и на которые «Билет в будущее» не может повлиять технически, почти все профпробы проекта представляют собой грандиозное шоу, в котором реальная деятельность по изучению самих профессий и условий труда в их «ареале обитания» сводится к имитации действий, которые либо абсолютно несущественны, либо целиком оторваны от реальной деятельности профессии.
В методической рекомендации к профпробам сказано:
Смотрим на действительность:
В профессиональных пробах «Билета в будущее» в каждой профессии выбирается участок работы, с которым заведомо справится школьник. Этот участок работы имеет весьма условное и относительное отношение к набору основных трудовых действий в профессии. Да, автомеханик предварительно осматривает и машину, и «проверяет уровень жидкости». Но реальные трудовые действия, связанные с ремонтом, как и требуемый для этого набор профессиональных качеств, как и фактические условия труда ремонта (а не осмотра), — совершенно иные.
Мы не будем приводить примеры по другим профессиям, потому что это касается всех профессий. По соображениям техники безопасности, а самое главное – отсутствию профессиональных знаний и навыков, необученный человек не может повторять и даже имитировать реальные трудовые действия профессий. Именно поэтому во многих странах технология профессиональных проб не используется как заведомо тупиковая — если, конечно, не превращать ее в шоу и профанацию — когда красивая картинка в глазах непрофессионала выглядит как реально пробуемые настоящие трудовые действия.
В результате у школьников, прошедших профпробы, формируется искаженное и ошибочное представление о профессии: «ведь это просто и доступно», так как «мы же все с этим справились».
Выхода существует два (которыми пользуются в тех странах, где отказались от «красивого, но бесполезного»):
- Когда ученик проводит длительное время с наставником в профессии, от начала дня и до конца, а для ряда профессий и несколько дней. Это позволяет прочувствовать условия труда, фактически оценить все навыки и знания для всех трудовых действий, примерить профессию на себя и сделать глубокие выводы.
- Использовать технологию «Профпроб-360», в которой сначала для каждой профессии были выделены критически необходимые профессионально важные качества, затем разработана диагностика действием, проверяющая все ПВК комплексно. Также разработан тренажерный комплекс, позволяющий определять и развивать задатки и способности. Эта технология колоссально экономит время и другие ресурсы, хотя и не так красочна на презентационных видео. Но она позволяет соотнести диагностируемые качества не с десятком профессий, а со всеми современными профессиями рынка труда и отсортировать их по степени соответствия: от самых подходящих до самых непригодных. Что же касается оценки «Условий труда», то знакомство с ними происходит в соответствующем VR-тесте, в котором выделено 12 критериев оценки условий труда по 5 параметрам.
Отдельное порицание вызывает рефлексивная часть профпроб, которая не формирует ни обновленную картину мира, ни новые знания о себе в этой профессии, а является проформой заданного формата, другими словами — проводится «для галочки». Мы подозреваем, что любая другая рефлексивная часть сразу вскроет недостатки самой методики профпроб.
Подробнее о профпробах «Билет в будущее»
Профпробы — помогают или вредят?
Вот так выглядят вопросы для рефлексии после проведения профпробы:
На рефлексии от ученика ждут, чтобы он определился – подходит ли ему эта профессия. При этом знакомства с реальной деятельностью в профессии, напомним, не происходит. А на введение, в котором дается (весьма поверхностное) описание профессии, выделяется всего 5-10 минут. Затем идет выполнение задания, которое можно выполнить без проф. обучения и, наконец, имитация рефлексии.
Можно ли ученику адекватно ответить: «подходит» ли ему эта профессия? И что даст оценка «перспективы выполнения таких или схожих действий», если это действия, с которыми можно справиться без обучения, а все остальные, которые требуют профобучения, в пробах недоступны?
Уже упомянутый выше «Дневник профессий» — идеальный инструмент для рефлексии как профпроб, так и экскурсий. Задания Дневника не позволяют отделаться общими словами «не знаю, наверное» и «да, мне понравилось», а предлагают заполнить ключевые параметры по профессии и дать свою самооценку по каждому из параметров. Заполнение дневника после 2-3 проб или экскурсий позволит определить, какую следующую профессию целесообразно изучить конкретному ученику. Та самая программа «индивидуальной профориентации».
На профпробах во вступительной части (введение, на которое выделяется 5-10 минут) дается описание профессии и ее профессионально важных качеств. Выше мы уже оценивали качество описаний ПВК в материалах учебной и внеучебной деятельности, но и в профпробах она на том же уровне:
Посмотрим на качества автомеханика:
Мы видим, что в описании ПВК профессий не выделены критически необходимые качества. И не оценена степень выраженности. Насколько именно «физически крепким» должен быть механик? Как грузчик или как оператор станка с ЧПУ? А юрист, который, как и механик, должен «иметь хорошую память» — одинаково «хорошая» для обоих этих профессий или таки разная*?
Кстати, при разборе программы «автомеханик» модератором (В. Высоцким) описание ПВК получило оценку: «в этом примере избыточно дана информация». На наш взгляд, она дана неверно как по структуре, так и по содержанию.
* Память имеет несколько видов (двигательная, образная, …) и разные типы по длительности хранения и не только. С одной стороны, можно не обременять школьников «избыточными данными», но с другой: исследования показывают, что виды и типы памяти у людей сильно различаются, и чтобы понять, подходит тебе эта конкретная профессия или нет, надо знать требуемый ею вид и тип памяти, как и свой собственный. Это не так сложно, но крайне полезно.
Проблема непонимания профессионально важных качеств приводит к противоречиям внутри самих заданий.
Посмотрим на примере программы профпробы «Кондитер»:
Оценивается два взаимоисключающих друг друга параметра:
- Сделал творчески — значит, не сумел «работать по образцу».
- Сделал по образцу — не способен «проявлять творчество».
Такое ощущение, что подобной диалектикой готовят не просто на кондитера, а сразу ко всей реальной жизни в её полноте:)
Профориентационная экскурсия — шоу продолжается!
Дисклеймер:
Каждая экскурсия – индивидуальна. И любая из них так или иначе расширяет кругозор школьников, и поэтому является полезной. Вредным может быть только педалирование в отчетах о количестве экскурсий, и об их потрясающих результатах.
Мы обобщили все жалобы педагогов, участвовавших в профориентационных экскурсиях, в одной картинке, понятной без лишних слов:
Несколько слов системным критикам «Единой модели профессиональной ориентации»
В некоторых профориентационных ТГ-каналах стало правилом хорошего тона отпустить критическую ремарку в сторону проекта «Билет в будущее». Коллеги, мы думаем, что такой ответственный проект – не место для внутренней конкуренции. Возможно, стоит создать группу методической и иной поддержки проекта, чтобы ускорить внесение корректив в «зоны роста» и усилить позитивные стороны проекта?
Что касается «конструктивной критики», то наиболее частым является упрек проекта в «отсутствии региональной компоненты», что означает, что «Единая модель» настолько едина, что не учитывает особенности – отраслевые и профессиональные – российских регионов, разнообразных по структуре труда, климату и географии, специфике и условиям труда.
На наш взгляд, критиковать «Единую модель профориентации» в отсутствии региональной отраслевой специфики — это глубоко ошибочная и весьма непрофессиональная позиция.
Сама модель личностного самоопределения, закономерным результатом которого является самоопределение всех типов, включая профессиональное, едина не просто для всей страны, а одинакова для всех стран и даже времен. Уверены, что многие их Вас читали и Сенеку, и Монтеня, и Толстого, и прекрасно понимают, что самопознание и расширение адекватных представлений о мире вокруг — эти компоненты самоопределения инвариантны.
Мир профессий точно также одинаков, потому что является отражением существующих орудий труда (материальных и нематериальных, включая технологии), которые развиваются по своим определенным законам, также не имеющим географических и политических границ. И нашим школьникам (как и школьникам любых других стран) нужны целостные, системные знания о мире отраслей и профессий, которые остаются одинаковыми как для школьника небольшой станицы, так и школьника самого крупного мегаполиса мира.
Многие значимые качества (трудолюбие и уважение к труду, ТРИЗ, инженерное мышление, математическое и т.д.) во много раз эффективнее закладывать с детского сада, а не с 12 лет и позднее. Воспитательные процессы – это еще и ключ к формированию созидательных мотивов труда и созидательной направленности ценностно-смысловой системы личности.
Поэтому нам нужно начинать работу с самого детства и не бросать ее, доведя оптанта до организации профессионального образования, а сопровождать его по всем этапам от 3 лет до 65+, через профессиональные кризисы, карьерные траектории и другие вызовы.
Нам нужна единая таксономия отраслей и профессий, единая система описания (количественного и качественного) профессионально важных качеств и компетенций, благодаря которым мы сможем дать о мире профессий целостные и системные представления, от общего к частному, а не мозаично и кашеобразно.
Профпробы должны смениться изучением условий труда и ПВК относительно самих себя, тем самым примеряясь к реальным отраслям и профессиям. Это изучение должно быть не само по себе, а как часть развития собственных качеств и процесса самопознания.
Поменьше профанации, побольше души и научных знаний.
Ваш А. Смирнов и коллеги ЦНИ СППТ, август — октябрь 2024
Публикуется в сокращении, полный текст в репозитории Нави
[1] Методическое пособие «Как рассказывать дошкольникам о профессиях», Смирнов А.Ю., Москва, Навигатум, 2023 — С. 114
Это учебно-методическое пособие закладывает каркас картины мира устройства отраслей, причем происходит знакомство с помощью игрового процесса. В начальных классах этот каркас обрастает обобщенными уточнениями, которые в средних и старших классах сводятся к полноценной системной картине того, как устроен весь мир труда – как в нашей стране, так и во всем мире.
Дополнительно к методической литературе разработан игровой модуль «Карта отраслей», в котором представлены все направления трудовой деятельности и отрасли, их включающие, с указанием отраслевых и межотраслевых профессий. Модуль представляет собой набор игр разной продолжительности и уровня сложности для целостного (системного) освоения мира отраслей и профессий.